7245

Как меня “кадрили”

Никогда раньше я не участвовала в кинопробах. Поэтому перед встречей с режиссером Шолпан ТУРСЫНХАН (на снимке - справа), конечно, волновалась. Хоть это и был ни к чему не обязывающий эксперимент, но все же хотелось произвести впечатление. Представляла, как сначала попытаюсь изобразить грусть или, наоборот, веселье, потом продекламирую что-нибудь высокопарное. Но оказалось, что сценические изыски Шолпан не интересуют. Она ищет будущих актеров на улице и предпочитает работать с непрофессионалами.

- Я не хочу связываться с людьми, получившими актерское образование, - объясняет свою тягу к непрофессионалам Шолпан. - Из них прет актерщина, в них слишком много наигранности. А мне нужны нормальные цельные люди. Почему наши фильмы в большинстве своем не пользуются успехом? Зрителя раздражает грубая актерская игра, фальшь. Актер, играющий на сцене, обменивается энергией с публикой. А с кем это делать в кино? С мертвой камерой? Я считаю, что сыграть может любой, в каждом из нас этот дар заложен, нужно только открыть его в себе.
Чтобы понять, на что способен человек, Шолпан достаточно фотосессии. Она усадила меня на стул.
- Поднимите глаза вверх - так, будто вы о чем-то задумались, - она направляла мои действия. - А теперь просто посмотрите на меня. Лицо должно быть естественным, не надо напрягаться и притворяться.
Я меняла положение тела и выражение лица, поначалу все же пытаясь изображать из себя “великую актрису”. Но очень быстро поняла, что провалюсь в этой роли, а потому решила просто оставаться собой.
- Я ищу новые лица для нашего кино уже целый год, - между делом рассказывала Шолпан. - В моей базе сейчас несколько сот человек. Некоторые из них уже снялись в кино. Лично я привлекала людей, прошедших через эти кинопробы, в свой новый художественный фильм “Когда ушла любовь”, их берут и в другие проекты. Главное здесь - типаж.
Она показывает мне фото из своей базы данных: люди разных возрастов, национальностей и, как видно по снимкам, социального положения.
- Вот смотрите, - Шолпан показывает мне фото мужчины не очень приятной наружности. - Он будет играть в моем фильме нар­комана.

Я соглашаюсь: с таким фейсом он как раз подходит на эту роль.
- В жизни он поэт, добрейший человек, - улыбается Шолпан. - Но из-за такого лица у него даже была кличка - Наркот. Этому парню не нужно ничего играть, у него все на лице написано. Человек органичен, он сам по себе такой, ему не надо притворяться.
В фильме, который я сейчас снимаю, главная героиня - несчастная, беззащитная девушка, попавшая в тяжелую ситуацию. Среди известных актрис я не вижу той, кто подойдет на эту роль. Кто из них беззащитен? Они все гламурные! И они не смогут войти в эту роль, опять же будет видно притворство. Я взяла на эту роль девушку с улицы, у которой подходящий типаж.
Вместе со мной в пробах участвовала женщина по имени Асель, врач-психиатр. Она решила попробовать себя в новой роли. Пообщавшись с ней, я поняла, почему люди, далекие от кино, приходят на пробы.
- Хочется попробовать что-то новое, быт заедает, - призналась девушка. - Это шанс изменить свою жизнь, и за такие возможнос­ти нужно хвататься. Мне кажется, сейчас немногие люди готовы воспользоваться шансом, который им предоставляет судьба. Мои друзья и знакомые живут по однообразному сценарию, но при этом не хотят что-то менять: им лень это делать.
- Я выхожу на улицу, навстречу мне идет толпа людей, - подхватывает Шолпан. - Я высматриваю интересные, харизматичные лица и тем, кто мне нравится, даю лис­товки с приглашением на кастинг. Большинство людей тут же выкидывают их или с пренебрежением отмахиваются от меня. Лишь однажды ко мне на пробы пришел человек, который нашел такую листовку на улице, не постеснялся поднять ее с земли и позвонить мне.

Шолпан сталкивается с самыми разными персонажами. Говорит, что в Алматы немало интересных лиц. Правда, на большинстве из них - печать напряженности и озабоченности.
- Мой офис находится в районе Зеленого базара, - говорит Шолпан. - Мне кажется, что это место - отражение нашей современной жизни. Несколько лет назад я ездила в Италию и была поражена, когда поняла, что там даже у бродячих животных есть какое-то достоинство. Они ходят нетороп­ливо, никого не боятся. Мне было неприятно осознавать, что наши люди чувствуют себя хуже, чем эти животные. Такое ощущение, что они напуганы, страдают из-за комплекса неполноценности и не могут адекватно себя оценивать. Я наблюдаю за людьми, которые брошены на произвол судьбы. Они озлоблены и озабочены только тем, как заработать на кусок хлеба. Какое уж тут достоинство!
...Кастинг с моим участием длился не больше пятнадцати минут.

- Шолпан, а кого бы я могла сыграть в кино? - любопытствую я после “кинопроб”.
- Мне кажется, вам подошла бы роль непризнанной поэтессы, женщины, которая давно пишет в стол и мечтает о славе.

Ответ был неожиданным: сама себя я в такой роли не представляю, хотя... Мои фото теперь - в базе данных, и, возможно, кто-то из режиссеров увидит во мне искомый типаж...

Оксана АКУЛОВА, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть