Комикс сапиенс
Выставка комиксов в нашей стране - явление редкое. Поэтому открывшаяся в воскресенье в студенческом центре КИМЭПа первая экспозиция рисованных историй Comics in Kz вызвала повышенный интерес.
На суд зрителей было представлено более трехсот работ разных жанров: карикатура, аэрография, иллюстрация, компьютерная графика. Особой популярностью пользовался комикс “Ертегi”, которым заинтересовались даже во Франции.
- Сегодня наши дети играют в Человека-паука, в Наруто, - говорит организатор выставки Оразхан ЖАКУП. - У нас нет своих казахстанских героев. Поэтому мы придумали комикс “Ертегi” - историю о невоспитанном молодом человеке. Однажды он нахамил на улице старушке, которая оказалась Бабой-ягой. В отместку она проклинает юношу, и он попадает в другой мир, где с ним происходят разные приключения, встречи с персонажами казахской мифологии. Главный герой встречает Ертостика и начинает узнавать историю своего народа, благодаря чему и перестает быть хамом и невеждой. К сожалению, в нашей стране не заинтересовались созданием такого комикса, а вот французы оценили нашу идею и хотят издать эту историю у себя.
- Каков средний возраст любителей комиксов?
- Стереотип, что комиксы читают в основном дети, - заблуждение. На самом деле основная возрастная аудитория ценителей этого искусства - это взрослые люди старше 18 лет. Комикс не всегда сказка. Бывают социальные комиксы, юмористические, эротические и так далее. Например, во многих европейских странах люди почти не читают книг, зато у них дома целые полки комиксов. Я комиксами начал увлекаться в детстве, когда мы с другом посмотрели фильм “Черепашки-ниндзя”. Нам тогда было лет по десять. Мы брали обычные ученические тетради, склеивали их изолентой и рисовали. Так получались мини-комиксы, которые мы раздавали друзьям.
- Какие комиксы больше востребованы в Казахстане?
- В основном то, что доступно: российские комиксы, перепечатки из японских изданий. Но их очень мало. Конечно, можно все скачать из Интернета, но всегда приятно иметь под рукой печатное издание. У меня дома около трех тысяч журналов, и я постоянно их просматриваю.
- Как рождаются комиксы?
- У каждого автора - по-разному. Я, например, просто рисую на бумаге все подряд. И в процессе рисования рождаются всякие истории. Иногда сюжет появляется как реакция на жизненные события. Последняя моя серия комиксов “Бесконечная история” создавалась как пародия на меня самого и моих друзей. Впоследствии родилась книга. А началось все с того, что мы с друзьями шли по городу - и вдруг видим: прямо на улице стоит ванна, кто-то ее выбросил. Мы залезли в нее, стали фотографироваться. Было такое ощущение, будто открылась дверь в параллельный мир, и ванна оттуда просто выпала. Я нарисовал сначала отдельную карикатуру, а затем родились комиксы. Каких-то особых законов в рисовании комиксов нет, если ты не придерживаешься определенного стиля. Например, манга - это большие глаза с кучей бликов, длинные ноги и звуки, изображенные буквами.
- Как вы думаете, придет ли время, когда появится спрос на казахстанские комиксы?
- Конечно. То, что французы, которые знают в этом толк, заинтересовались нашим комиксом, говорит об уровне наших работ. Ертостик “стрельнет” там - и у нас на него обратят внимание. Просто сегодня издатели боятся вкладывать деньги в то, чего у нас еще нет. Хотя в 2003 году мы с друзьями выпустили андерграундный комикс (самиздат), и он пользовался большим спросом. Мы сумели не только вернуть свои деньги, но даже немного заработать. Сегодня, судя по количеству художников, желающих принять участие в выставке, комиксы в нашей стране начинают приобретать популярность.
...Перешагнув порог студенческого центра, я сразу же попала в рисованный мир. Работы очень сильно отличались друг от друга. Одни комиксы были написаны в черно-белой гамме и пропитаны меланхолией. Другие же напоминали сюжеты американских фильмов о крутых супергероях и не менее запоминающихся злодеях. При этом каждая графическая история была интересна по-своему, и зрители подолгу обсуждали тот или иной сюжет.
Впрочем, неблагодарное это дело - описывать работы. Лучше их один раз увидеть. Выставка продлится до 7 апреля.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото Тимура БАТЫРШИНА, Алматы

