Чужие среди своих
В судейском мире Костаная появился новый “мальчик для битья” - судья Аулиекольского райсуда Кущербай АКШАЛОВ. Коллеги дружно “побили” его на заседании комиссии по судейской этике. Некоторые адвокаты и правозащитники, наблюдавшие за экзекуцией, считают: эти события происходят неспроста.
Суд над сотрудниками местной колонии УК 161/4, обвиненными в гибели 23-летнего заключенного Каната МУХАМБЕТКАЛИЕВА (см. “Без вины виноватые?” и “Никто не хотел признавать”, “Время” от 3.2 и 12.3.2011 г.), сопровождается скандалами и неприятными сюрпризами для стороны обвинения. Мало того что подсудимые привели весьма впечатляющие доводы своей невиновности, всплыла и другая скандальная информация: свидетели-зэки, к которым была применена мера защиты, оставались без таковой более месяца. Теперь они в суде дают показания, совпадающие с прокурорской точкой зрения.
Казалось бы, на то и суд, чтобы разобраться, где правда, а где ложь. Но разбирательство время от времени буксует. Одно из очередных заседаний по кушмурунскому делу вообще продлилось не более часа - судья К. Акшалов объявил, что вынужден прервать процесс, так как его вызвали на заседание комиссии по судейской этике костанайского филиала Союза судей. Вскоре стала известна причина: некая сотрудница райсуда пожаловалась руководству на громкий и неприличный скандал, якобы устроенный ей Акшаловым еще 7 февраля. Все бы ничего, но дата и время скандала, указанные жалобщицей, вызвали бурную реакцию у многих, кто находился в тот день в Аулиекольском райсуде.
- Я очень хорошо помню все, что происходило 7 февраля, - рассказывает правозащитница Наталья АНГАЛЬД. - В тот день на улице сильно мело, и мы решили работать без отдыха, чтобы успеть засветло выехать в город. Был устроен лишь один краткий перерыв, когда судья удалился в свой кабинет, находящийся буквально в трех метрах от зала заседаний. В коридоре находилось примерно 15 человек, и если бы раздались какие-то крики и шум, все бы это услышали. Но было тихо…
Однако, как удалось узнать, в жалобе указано: судья Акшалов громко кричал, назвал сотрудницу “тупой курицей” да еще и отпустил на ее счет несколько непечатных выражений.
Три адвоката и два правозащитника, присутствовавшие на месте событий, вызвались рассказать членам дисциплинарной комиссии все, что видели и слышали в тот день. И рассказали.
Например, известный костанайский адвокат Олег МАЛЬКОВ высказал удивление тем, что в такую передрягу попал именно судья Акшалов.
- Судья очень ровно ведет сложный процесс: без истерик, спокойно, всем предоставляет возможность высказаться, - считает Мальков. - А его именно в этот момент начинают дергать. Думаю, не случайно, потому что в ходе разбирательства возникли новые обстоятельства и такие противоречия, которые не могут быть устранены в рамках данного судебного процесса. Конечно, это не совпадает с интересами прокуратуры, которая вела следствие. Я полагаю, на судью кто-то пытается давить. У нас не первый раз такое происходит. Недавно по той же причине одна судья сама себе отвод заявила.
Мальков имел в виду событие, которое случилось в ходе рассмотрения уголовного дела трех полицейских, обвинявшихся в превышении должностных полномочий. На одном из заседаний судья Костанайского горсуда № 2 Мадина САЛАМАТОВА сказала, что “не видит дальнейшей возможности продолжать процесс из-за давления, оказываемого стороной обвинения”:
- Как я могу отправлять правосудие, если сама себя не могу защитить от прокуратуры? - произнесла судья. Но вскоре тот конфликт каким-то образом был погашен…
Бывший судья, а ныне адвокат Роза АИШЕВА после своего выступления перед этической комиссией еще сильнее утвердилась в мысли, что в деле Акшалова что-то нечисто.
- Происходящее сегодня очень похоже на способ воздействия на судью, - сказала она. - Думаю, они дают понять Акшалову: смотри, если что, к тебе могут быть применены серьезные меры.
Вскоре из зала вышел сам Кущербай Акшалов. Он тихо произнес: “Дело передали в дисциплинарную коллегию…” - и быстро спустился по лестнице вниз. Это решение комиссии означает, что коллеги Акшалова усмотрели в его поведении нарушение Кодекса судейской этики. Теперь ему почти наверняка грозит строгое дисциплинарное взыскание.
- Все это так странно, - размышляет директор костанайского филиала Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Анастасия МИЛЛЕР. - Пятерым живым свидетелям и своему коллеге не поверили, а письму рядовой сотрудницы дали ход…
Впрочем, странности в костанайских судах - дело обычное. Взять хотя бы историю экс-судьи Алии ГАЛЕЕВОЙ (см. “Мне подачки не нужны!” и “Без меня меня судили”, “Время” от 17.2 и 5.3.2011 г.). Она утверждает, что стала жертвой грубого нарушения Трудового кодекса, который запрещает при сокращении штата увольнять одиноких матерей. Тем не менее судейские чины добились увольнения Галеевой. Теперь бывший судья просит генпрокурора встать на защиту нарушенных законов и своих конституционных прав матери-одиночки. Заметим, что они повлекли за собой и нарушение прав ее 9-летней дочери, благополучие которой напрямую зависит от матери - единственной кормилицы. Галеева требует также привлечь к ответственности тех, кого она считает своими главными обидчиками: председателя облсуда Баглана МАКУЛБЕКОВА и председателя Верховного суда Мусабека АЛИМБЕКОВА. От принятого решения по заявлению Галеевой зависит очень многое… Поэтому неудивительно, что за движениями прокуроров в облсуде следят не менее напряженно, чем в облпрокуратуре - за ходом процесса по кушмурунскому делу…
Поймут эти структуры в конце концов друг друга или нет - об этом мы узнаем в ближайшее время. А пока обвиненный в грубости судья Кущербай Акшалов продолжает вести процесс и готовится к вызову на новый разбор полетов.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай, тел. 8-777-2265521, e-mail: stas_kiselev@rambler.ru

