Лестница в небо
Астрономы Тянь-Шаньской обсерватории Астрофизического института имени Фесенкова участвуют в международной научно-исследовательской программе по поиску экзопланет, находящихся за пределами Солнечной системы. Воспользовавшись этим информационным поводом, наши корреспонденты напросились в гости к звездочетам.
...Машина медленно поднимается по горному серпантину к Большому Алматинскому озеру. Мы с фотокором в сопровождении начальника обсерватории Кенеса КУРАТОВА и заведующего лабораторией Астрофизического института Анатолия КУСАКИНА едем туда, чтобы вместе с учеными понаблюдать за экзопланетами. А заодно полюбоваться на Сатурн в окуляры метрового телескопа, который после длительного простоя заработал прошлой осенью. По дороге останавливаемся у родника, чтобы пополнить запасы воды.
- Этот родник называется Голубой лед, - Анатолий Кусакин показывает на ледяную глыбу нежно-голубого цвета. - Вот здесь рекомендую набирать воду для питья - это настоящая ледниковая вода. А на том роднике, что на въезде в ущелье, задерживаться не советую: там зависает смоговое облако, и все осадки, которые выпадают в том районе, насыщены тяжелыми металлами. Они попадают в почву, и вода становится вредной для здоровья.
Через тернии - к звездам
История Тянь-Шаньской обсерватории начинается с 1957 года, когда руководство Московского государственного астрофизического института им. П.К. Штернберга МГУ (ГАИШ) поручило астроному Елене МАКАРОВОЙ найти подходящее место для изучения планет Солнечной системы.
Для наблюдения была выбрана сравнительно ровная площадка высокогорного пастбища на высоте около 2900 м над уровнем моря в горах Северного Тянь-Шаня, в 40 км от Алматы. Место оказалось удачным.
- Купили юрту, ослика, построили несколько переносных телескопчиков и стали наблюдать за солнцем, - рассказывает директор обсерватории Кенес Куратов. - Через 5 лет экспедиция ГАИШ превратилась в постоянную высокогорную наблюдательную станцию. В 1966 году в экспедиции был установлен небольшой телескоп-рефлектор с диаметром зеркала 0,5 м для фотоэлектрических измерений блеска звезд.
В конце 80-х годов в Тянь-Шаньской обсерватории появился метровый телескоп. Увы, с развалом Советского Союза проект был заморожен, а вскоре вышло из строя электронное оборудование, без которого невозможно управление телескопом, и гигант замер на долгие годы. Однако ученым удалось сохранить практически всю инфраструктуру обсерватории: телескопы, гостиничный комплекс и многое другое.
- Когда меня в 1994 году назначили сюда руководителем, первое, что сказал мне тогдашний директор Астрофизического института Болат ОМАРОВ: “Делай что хочешь, но обсерваторию сохрани”. Но как сохранить, если нет финансирования? Решил, что будем зарабатывать астротуризмом, - и не прогадал. Сейчас нет отбоя от посетителей, жаждущих поглазеть в телескоп. Уникальность нашей обсерватории в том, что ее расположение обеспечивает прозрачность и чистоту звездного неба, не уступающие самым лучшим мировым обсерваториям - в Чили и на Гавайях. А теперь, с вводом в действие метрового телескопа, мы можем продолжить межконтинентальные астросейсмологические наблюдения совместно с зарубежными обсерваториями. Благодаря возможности дистанционного управления телескопом существенно расширится круг пользователей, в том числе и удаленных. Интерес к такому сотрудничеству уже проявили ученые России, Франции и Германии.
- Что нужно астроному, кроме любви к звездам?
- В первую очередь - знать точные науки. Астрономия - не романтика, а тяжелый труд. Когда я учился в Харькове на физфаке, у нас было астрономическое отделение - так туда был самый большой конкурс. Поступали в основном те, кто увлекался астрономией. Они не очень хорошо знали точные науки, но перечисляли наизусть все звезды, все кратеры на Луне. Половина поступающих отсеялась на первом курсе: не смогли сдать математику. Я, кстати, никогда не думал, что буду заниматься астрономией. Мечтал быть великим математиком. Поступал на мехмат МГУ, но мне не хватило двух баллов. Вернувшись домой, сдал экзамены в КазГУ. И мне предложили поехать учиться по обмену - на астронома в Харьков. Любовь к небу пришла в процессе работы.
Кто первый встал - того и планета
Вид ночного небосвода действует на людей завораживающе, а здесь, над чашей Большого Алматинского озера, небо кажется еще красивее, а звезды - ближе. Телескоп с метровым зеркалом и купол над ним выглядят просто фантастически! Мы сидим в маленькой комнатке научного сотрудника Ильи РУДАКОВА, отвечающего за компьютерное обеспечение обсерватории, и вместе с ним вглядываемся в монитор.
- Если погода позволит, то сегодня увидим Сатурн во всей красе, - обещает Илья. - Небо должно быть ясным.
- Вот-вот, из-за облачности сегодня я вынужден был раньше закончить наблюдение за экзопланетами, - вливается в разговор Анатолий Кусакин.
- Расскажите подробнее об этом проекте, - прошу я Анатолия Васильевича.
- С подачи нынешнего директора Астрофизического института Чингиза ОМАРОВА (сын Б. Омарова. - Ред.) я подключился к двум международным программам: по мониторингу избранных переменных звезд и поиску экзопланет. В наблюдениях за экзопланетами участвуют ученые Японии, Китая, Армении, Болгарии, Германии, Польши. И вот теперь мы тоже подключились. Нужно было отследить скопления звезд вокруг звезды 25 Ориона 4,7 звездной величины. Зачем? Если в течение многих дней астрономы всего мира будут наблюдать эти звезды, то появляется большая вероятность того, что около какой-нибудь из них мы сможем обнаружить новую планету типа Сатурна или Юпитера.
- Вы сами открывали новые звезды?
- В 1975 году, будучи еще астрономом-любителем, открыл новую звезду и стал ее 85-м первооткрывателем.
- Это как?
- Есть астрономический циркуляр: все те, кто позвонил или прислал (до сообщения информагентств) телеграмму в ГАИШ, что на небосводе вспыхнула новая звезда, считаются первооткрывателями. Самыми первыми ее открыли японцы. Я же вышел подышать воздухом, дождик накрапывал, смотрю - выше Креста Лебедя яркая звездочка. Закричал от радости: новая звезда! И сразу же телеграфировал в ГАИШ. Всего нас, первооткрывателей, было 88.
- Правда, что в астрономию вы пришли из педагогики?
- Абсолютно верно. Звездами увлекся в детстве - лет в восемь, но астрономом стал только в 36 лет. Закончил педагогический институт и работал учителем физики, математики. А звезды оставались моей страстью. Когда появилась возможность, связался с ребятами из московского Астрофизического института, и они меня направили в Тянь-Шаньскую обсерваторию - на временную работу. Вот так я и задержался в Казахстане уже на 30 лет. И не жалею: здесь - самая лучшая точка на земле для наблюдения за звездами.
Жизнь от Бога, гороскопы - от дьявола
- За много лет наблюдений за небом НЛО видели?
- Зеленые человечки - очень умные существа: они никогда не попадаются астрономам-профессионалам (смеется). А если серьезно, то все эти “увиденные” НЛО - красивые запуски с Байконура, Плесецка (космодром в России. - Н. П.) или еще откуда-то. Или - запущенные в ночное небо китайские фонарики. Ни одного необъяснимого явления за десятилетия работы я не видел.
- Гороскопам доверяете?
- Что вы, для меня это хуже, чем матом ругаться! Ни в коем случае не надо к этому серьезно относиться. Например, Павел и Тамара ГЛОБА в одном из журналов в 1990 году предсказали, что 15 октября 1990 года состоится первый в мире контакт представителей внеземных цивилизаций с землянами. Это будет широко освещаться в СМИ и перевернет нашу жизнь. Ничего же подобного не случилось!
- А в Бога верите?
- Конечно. Есть Некто, кто написал эту программу жизни, - и мы все живем по ней. В то, что душа есть, я тоже верю, но это к науке никакого отношения не имеет. Это помогает человеку понять свое место в мире.
- Что думаете по поводу предсказаний конца света в 2012 году? Какова вероятность, что это случится?
- Конец света настанет когда-нибудь, скажем, через пять миллиардов лет. Хотя опасности, конечно, существуют. В среднем раз в десять тысяч лет на Землю падает хороший метеорит. За время существования Земли четырежды коренным образом менялся мир. Подавляющая часть растительного и животного мира погибала - а потом все возрождалось. Еще одна угроза - это загрязнение планеты. Мы просто можем отравиться. Например, Усть-Каменогорск - город необратимого экологического бедствия. Через 10 тысяч лет там жить будет нельзя вообще.
...Разглядеть Сатурн во всей его красе нам так и не удалось - помешала облачность. Мы очень расстроились, и в утешение ученые пригласили нас приехать еще раз. Может быть, тогда звездное небо откроет нам свои секреты...
Надежда ПЛЯСКИНА, plyaskina@time.kz, фото Тимура БАТЫРШИНА

