Страна Непреходящих понтов
Японию трясет. Жена, глядя в телевизор на этот апокалипсис, вздыхает: “Жалко японцев…”. И мне жалко. Но еще больше обидно, что мы, казахстанцы, не японцы: сделаны из другого, куда менее сейсмостойкого материала. Они пережили, казалось бы, все: капитуляцию своей армии, хиросимо-нагасакский кошмар, унижение проигравших, когда им бросили пригоршню долларов по известному плану Маршалла, словно кость, на которую “эти узкоглазые” нарастили такое мясо - весь мир обзавидовался! И притом остались японцами - единственными и неповторимыми среди остальных, неяпонцев.
Поясню, что имею в виду. Сегодня, когда эксперты, политики, журналисты и прочие кассандры предрекают “гибель Японии” (кстати, именно так поспешила озаглавить сообщение о первых ударах стихии одна российская интернет-газета), премьер Страны Восходящего солнца Наото КАН появляется перед согражданами в серой униформе службы спасения. Тем самым как бы посылая мессидж всему обществу: мы - власть - с вами, мы знаем, как спасти страну и вас… нет, всех нас. Потому что и мы, и вы - одна команда спасателей, одно общество, один народ. Ни пафосных призывов “сплотиться вокруг…”, “сохранять спокойствие”, “беречь стабильность”, “дружно отдать голоса…”, ни ритуальных заклинаний типа “мы знаем, кого выбираем”.
Во вторник вечером в эфире “Евроньюс” новозеландский журналист и переводчик, много лет живущий в Фукусиме (для тех, кто не в курсе: там сейчас один за другим гремят взрывы на местной АЭС), так объяснил, почему его соседи-японцы по-прежнему сидят в своих домах, а не бегут куда глаза глядят: “Наверное, они верят своему правительству”. А мы - своему? Когда министр по ЧС начинает разговор о готовности Алматы к разрушительному землетрясению с упоминания о кладбище на 200-300 тысяч человек, мы привычно умножаем эту цифру минимум на два. А как понимать премьера МАСИМОВА, каковой во время паводка в Кызылорде пожаловал туда ночью (!), встретился с местными бастыками - и был таков? Или вот еще: он же, прибыв в Караганду после унесшего жизни десятков горняков взрыва метана на шахте “Абайская”, пошептался о чем-то с боссами “АрселорМиттал” да с акимом области - и сделал ноги. Чтоб потом местные VIPы чесали репы: щас, дескать, начнется…
О чем он там с ними секретничал? И почему не встретился с пострадавшими от паводка, вдовами шахтеров, не продемонстрировал подобно японскому коллеге: правительство - с вами?
…Во вторник рано утром в аэропорт Алматы спецбортом МЧС привезли из Японии наших студентов, туристов, жен дипломатов с детьми (см. “Из ада - с любовью”, “Время” от 16.3.2011 г.). Поразительно, но факт - абсолютное большинство вернувшихся из разваливающейся на глазах страны на вопрос “Больше в Японию не поедете?” отвечали решительно: “Обязательно вернемся, когда все устаканится!”. Они, проведя на этих удивительных островах кто год, кто пять, а кто две недели, тоже, представьте себе, стали “японцами” - собранными, дисциплинированными, мужественными и… немного фаталистами (нас трясет, а мы крепчаем!). Они теперь знают: можно строить высочайшие небоскребы, не боясь, что при первом же сильном толчке те превратятся в братские могилы. Потому что их строили не за откаты, а на совесть. Они теперь знают: сразу после разгула стихии можно зайти в соседний магазин и купить там практически все необходимое, причем по той же достихийной, а не спекулятивно взвинченной цене. Они теперь знают: если в пятницу, 11 марта, в Японию пришло землетрясение об руку с цунами, то уже в понедельник, 14-го, токийские клерки, продавцы, таксисты, водители автобусов выйдут на работу - как по расписанию. И будет жизнь - непростая, напряженная, но… жизнь! А вот мародеров, зевак, кликуш и прочей, казалось бы, неизбежной во время таких трагедий публики не будет.
Потому что это Япония - Страна Восходящего солнца, а не Непреходящих понтов. Здесь никому не стукнет в голову заявить журналисту под диктофон то, что на голубом глазу ляпнул нашему корреспонденту один из начальников Международного аэропорта Алматы. Объясняя, как они додумались снять в здании терминала две линии контроля безопасности из четырех (!), этот господин произнес буквально следующее: “Более эффективный (чем рамки металлоискателя и сканеры багажа. - В. В.) способ достижения безопасности - политика государства. Наша страна миролюбива, у нас межнациональное согласие и дружественная внешняя политика - вот основы безопасности” (см. “Безопасность - вне закона”, “Время” от 16.2.2011 г.).
Догадываетесь, куда послал бы такого подчиненного японский премьер Наото Кан? Вот почему мне не только искренне жаль японцев, но и до скрежета зубовного обидно за нас с вами - НЕЯПОНЦЕВ.
Виктор ВЕРК, e-mаil: verk@time.kz

