16253

Рудик МНАЦАКАНЯН: Когда назвали хозяев торговых сетей - мне стало страшно...

Перманентный рост цен на потребительские товары и в первую очередь на продовольствие наглядно демонстрирует, что власти не способны хоть как-то влиять на ситуацию. Премьер-министр, акимы всех уровней, министры и руководители бесчисленного количества надзорных, контрольных и регулирующих органов оказались не в состоянии за полтора года исполнить волю главы государства, поручившего им не допустить роста цен.

- Завозить продовольствие из-за границы намного выгоднее, чем производить его в Казахстане, - утверждает член президиума Союза производителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана Рудик МНАЦАКАНЯН. - Мы, отечественные товаропроизводители, сегодня целиком зависимы от торговых предприятий, которые вынуждают нас выполнять все их прихоти. Для того чтобы наши товары - хлеб, молоко, мясо, колбаса, консервы и даже туалетная бумага - оказались на полке супермаркета, мы должны платить огромные деньги торгашам.

- Предприятиям торговли?
- Нет, именно торгашам - другого слова я для них не нахожу. Это просто какая-то обдираловка, которая делает бессмысленными все наши усилия по наполнению рынка отечественными товарами и сдерживанию роста цен...

- Что вы имеете в виду?
- Во-первых, мы отдаем товары на реализацию, потому что ни одна торговая сеть в Казахстане не платит поставщикам по факту поставки товара. На бумаге мы договариваемся, что деньги будут выплачены в срок от четырех до шести недель. На деле же выплаты затягиваются до полугода. Только одному, не самому большому в Казахстане предприятию торговая сеть “СМ-Маркет” задолжала свыше 4 миллионов тенге. В целом по стране речь идет о миллиардах или даже о десятках миллиардов тенге, изъятых торговыми сетями из оборота товаропроизводителей. Мы берем кредиты в банках, платим огромные проценты, а все наши оборотные средства замораживаются в торговых сетях. Судиться с ними бесполезно: потратив немало денег и времени, выиграешь суд - потеряешь доступ на рынок. Или поставят такие условия, что сам будешь вынужден отказаться от работы с той или иной торговой сетью. Риски огромные: скажем, разорилась торговая сеть “Арзан”, и казахстанские товаропроизводители до сих пор не могут взыскать деньги за поставленный товар. Как выяснилось, у владельцев сети за душой ничего не было. А долги составляют сотни миллионов тенге. Мы, производители, не только кредитуем торгашей без каких-либо процентов и гарантий возврата средств, но еще и платим наличные за то, чтобы наш товар просто оказался на полке.

- О каких платежах и суммах идет речь?
- Мы платим за вход в супермаркет, размещение на полке, нанесение нового штрихкода при расширении ассортимента, отдельно “входные” при открытии нового магазина, за разбитый и испортившийся товар и транспортировку продукции по территории Казахстана по торговым точкам сети, за различные рекламные акции. Скоро, наверное, нас заставят платить какие-нибудь “копытные” продавцам за то, что они ходят по магазину возле полок с нашим товаром. Ситуация доходит до абсурда: в “Рамсторе” нам предложили платить за размещение товара на палеттах - это такие корзины в магазинах, заполненные нашей продукцией. Они запросили 720 тысяч тенге в месяц. В год - свыше 8,5 миллиона. И это при том, что мы поставляем им продукции на 3-4 миллиона в год! Где взять такие деньги?

- Видимо, с потребителя.
- Вот мы и подобрались к главной причине роста цен. Я считаю, что в безудержном росте цен виноваты крупные торговые сети, которые сегодня диктуют цены по всей стране. Все поборы, которые осуществляют торговые сети, ложатся на себестоимость - это понятно даже школьнику. Плюс к этому торговая наценка, которая составляет 20-30 процентов от цены производителя. С учетом всех поборов цены вырастают как минимум на 100 процентов. Недавно на совещании в столичном акимате аким Астаны Имангали Тасмагамбетов заявил, что в торговой сети Green гречка закупается по 380 тенге за килограмм, а продается по 607 тенге, наценка - 80 процентов. Рис у производителя стоит 210 тенге, а продается по 470 тенге, наценка больше ста процентов. С моей точки зрения, это грабеж! Ведь через крупные торговые сети реализуется до 70 процентов казахстанских товаров, таким образом, супермаркеты определяют цены в целом на рынке, поскольку к ценам в “Рамсторе” неизбежно подтягиваются и мелкие магазины.

- Почему вы так переживаете? Свои деньги в конечном итоге вы получаете…
- Торговля при минимуме затрат получает такой же, а то и больший доход, чем производитель. Но это же абсурд! Из-за диктата торговли производители работают в режиме максимальной экономии, чтобы свести концы с концами. Мы снижаем себестоимость, платим маленькие зарплаты, урезаем расходы, чтобы просто удержаться на рынке и сохранить конкурентоспособность отечественных товаров. Даром для нас это не проходит - производство в Казахстане сокращается.

- Вы не драматизируете ситуацию?
- Вот простой пример. На Алматинском дрожжевом заводе загружена в лучшем случае треть мощностей. В свое время он обеспечивал дрожжами не только наш Казахстан, но и другие республики СССР. Сейчас же на рынке мы имеем китайские, турецкие и российские дрожжи, а свое производство практически парализовано. Но ведь это уже вопрос нашей государственной безопасности - рабочие места, налоги, социальные отчисления и многое другое. Я видел по телевизору, как во Франции местные производители выбрасывают из магазинов импортные товары. И это при том, что там государство дотирует до 40 процентов затрат на производство сельхозпродукции.

- Может быть, наша продукция не так хороша, поэтому и не выдерживает конкуренции?
- Наша продукция и вкуснее, и дешевле, чем импортная! Если мы и уступаем зарубежным производителям, так только в том, что они получают деньги от наших импортеров еще до отгрузки товара, а отечественный малый и средний бизнес, как я уже говорил, получает от супермаркетов деньги через полгода. Хотя налоги с него взимают по полной программе уже по факту отгрузки товара! То есть мы еще ни копейки не получили, а уже должны государству. Как в таких условиях поднимать производительность труда, приобретать новое оборудование, повышать качество продукции, наращивать объемы производства и расширять ассортимент товаров? Я много раз говорил с чиновниками о том, что нас душит торговля, а они мне в ответ - идите в газету, иначе мы не сможем принять меры, поскольку речь идет о частном бизнесе! Я уже несколько лет пишу в “Нур Отан”, правительство, президенту о том, что диктат супермаркетов погубит малый и средний бизнес…

- Какова же реакция?
‑ После моего очередного обращения к главе государства меня вызвали для беседы в одну очень компетентную структуру. Меня там выслушали, а потом доверительным тоном сказали: “Ты что, не понимаешь, какие люди стоят за каждой торговой сетью?”. И назвали этих людей. После этого мне стало страшно...

- Вы можете назвать эти фамилии?
- Не могу, поскольку разговор был неофициальным. Но теперь я точно знаю, почему поручение президента не исполняется. Другого объяснения быть не может.

Комментарии в тему

Анатолий ТЕН, генеральный директор ТОО “Алматыконсервпром”:

- С алматинскими супермаркетами стало очень тяжело работать. За все приходится платить, причем до того, как товар будет продан в магазине. Денег мы не видим, ходим месяцами с протянутой рукой, хотя наш товар успешно продается. В ответ на любую претензию с нашей стороны мы слышим: будете качать права, легко заменим ваш товар импортными поставками.

- Может ли продукция казахстанских производителей конкурировать с зарубежными аналогами.
- По качеству и цене казахстанские товары лучше, чем импортные. Мы же видим, как активно продают наши консервы! Если бы они плохо продавались, супермаркеты не заказывали бы нашу продукцию.

Любовь МИРМАНОВА, исполнительный директор ИП “Бижанов”:

- У казахстанских производителей нет выбора - либо мы соглашаемся с теми условиями, которые нам предлагают некоторые торговые сети и супермаркеты, либо наша продукция не попадет на прилавок. А условия таковы, что мы обязаны предоставлять товар на консигнацию, оплачивать все расходы по транспортировке и продвижению продукции, причем виды платежей все время расширяются в зависимости от фантазии и аппетитов менеджеров торговых сетей. Сроки же выплат за поставленную в супермаркеты продукцию редко соблюдаются, а иногда деньги и вовсе пропадают. В частности, оптомаркет “Арзан” до сих пор должен нам 20 миллионов тенге.

- Способна ли казахстанская продукция вытеснить импорт в конкурентной борьбе?
- Безусловно. Но сейчас мы не в   равных условиях. Кстати, иностранцы, живущие в Алматы, охотно покупают нашу продукцию, считая, что местные продукты натуральные.

Василий КРЯКОВ, директор ТОО “Артус”:

- Весь вопрос в том, что далеко не все производители могут позволить себе выполнять требования торговых сетей по оплате ретробонусов, входных и других платежей. При небольших объемах производства и маленьких оборотах задержки расчетов за поставленную продукцию со стороны торговых сетей разоряют предпринимателя. Впрочем, даже для крупных производителей просроченные платежи - это постоянная головная боль.

- На ваш взгляд, не приведет ли введение протекционистских мер по защите отечественных товаропроизводителей к тому, что пострадают потребители, которые лишатся выбора и будут вынуждены покупать некачественную, но зато родную продукцию?
- У нас есть серьезные производители, продукция которых по качеству намного лучше импортной, с этой точки зрения конкуренция им не страшна, и интересы потребителей не пострадают. Протекционизм направлен на сохранение рабочих мест в Казахстане. Очень простая арифметика: чтобы привезти тонну колбасы из России, достаточно одного человека, тогда как производство той же тонны колбасы в Казах­стане - это рабочие места для десятков людей, в том числе и фермеров, выращивающих скот.

Хасан ГАСАНОВ, директор по торговле сети супермаркетов SM-Market:

- Вы платите день в день всем казахстанским товаропроизводителям?
- Согласно условиям договора.

- Чем вы объясните жалобы отечественных товаропроизводителей?
- Жалобы есть, со всех сторон, везде они есть.

- Насколько цена товара на полке ваших магазинов выше, чем у поставщика?
- Разница составляет от 10 до 18 процентов.

Марат АСИПОВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: marat@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть