5766

Бросьте в меня помидор

В алматинском театре АРТиШОК последнюю премьеру “На площади Рузвельта” решили разделить на несколько самостоятельных спектаклей. Эдакий сериал. Потому что любовь скромной офисной мышки и трансвестита (Елена НАБОКОВА (на снимке) и Алексей КАЩИН) стала отдельной пронзительной историей.

- В Казахстане нет обычая присуждать премии за лучшую театральную роль или спектакль. Вам не жалко, что такая работа может остаться недооцененной?
- Я об этом как-то даже не думала, - говорит Елена Набокова. - Гораздо обиднее, что у нас то ли не хватает театральной культуры, то ли зритель слишком доброжелательный. Если ты будешь выкладываться, то получишь примерно такие же аплодисменты, как и актер, играющий в полсилы в неудачном спектакле...

- Вы хотите, чтобы вас однажды освистали?
- Я бы не обиделась, даже если бы в меня кинули помидор. Такой опыт тоже должен быть.
Она умеет соединять женственность и асексуальность. Может выйти на сцену в образе Мэрилин Монро, а может оказаться и кондовой пионеркой в спортивных трусах. Может рассказать со сцены историю своего развода или легким движением скинуть верх платья, под которым ничего нет, а после спектакля вдруг признаться, что все-таки Чехов - это наше все. Если бы она работала в нормальном драматическом театре, а не в сумасшедшем АРТиШОКе, то играла бы или роковых женщин, или характерных старушек типа Шапокляк. Впрочем, в “нормальный” театр со своим студийный образованием и биографией педагога-исследователя она и не хотела идти.
- Я сама не помню, что хотела стать актрисой, - говорит Елена, - но тетя рассказала недавно, что такой период в детстве был. Тогда я шепелявила, заикалась и косолапила, но уверяла всех, что буду актрисой. Надо мной смеялась вся родня: “Вон, глядите, актриса пошла”.

- Наверное, для девочек актриса - это скорее прин­цесса, а не собрание ваших странных, часто уродливых при всем своем обаянии персонажей. Не завидуете примадоннам из драматических театров?
- Ну да, есть у меня знакомые актрисы, на которых смотришь и думаешь: вот, наверное, настоящие артистки в отличие от меня. Я не боюсь играть некрасивых женщин - не только красавицы имеют право на существование. Тем более что при желании любую женщину можно превратить в Мэрилин Монро.

- Тот самый Набоков вам случайно не родственник?
- Когда я училась на философском факультете КазГУ, каждый преподаватель спрашивал то же самое, и я честно говорила, что нет. Только недавно выяснилось, что я внучатая племянница знаменитого Владимира Набокова. Якобы его сын даже приезжал сюда и мой папа с ним ходил по родне.

- Почему не остались в России, ведь вы какое-то время работали там педагогом в исследовательском центре?
- Я люблю именно Алматы, хотя здесь совершенно другой темп жизни и разреженный воздух - это ощущаешь уже в аэропорту. Но жить в России я ни за что бы не согласилась. Москва мне кажется большим базаром, муравейником, а в российской глубинке много пьют. Когда я жила в Волгодонске, то впервые увидела, как мужики пшикают в стакан и пьют дихлофос. У меня был шок. Я люблю невысокие дома алматинского центра, горы на горизонте.

- Вы в нескольких спектаклях очень легко обнажаетесь...
- Для Алматы это уже давно не является чем-то необычным. Актеры и актрисы раздевались и в Немецком, и даже в Лермонтовском театре. В жизни я очень застенчивый человек, но на сцене к собственному телу отношусь просто: если раздевание обоснованно и режиссер говорит, что надо… Тут главное - не делать это только для того, чтобы шокировать зрителя.

- В жизни можете сыграть роковую женщину?
- Когда-то с удовольствием флиртовала, даже подруги обижались на меня. Потом семнадцать лет была замужем, в связи с этим обстоятельством была очень приличной женщиной. А сейчас просто много работаю. За время существования АРТиШОКа все женщины из нашего коллектива уже развелись. Когда начинали - наши мужья сопровождали нас на уличных акциях, помогали, но в какой то момент, видимо, им не хватило внимания. Впрочем, даже если бы я сидела дома, муж от меня все равно ушел бы. Просто в жизни каждого человека бывают моменты, когда хочется романтических переживаний, а рядом нет человека, который может это предоставить.

- Вы не боитесь делать и еще одну вещь - участвовать в розыгрышах...
- Это тоже часть актерской профессии. Сейчас часто заказывают розыгрыши для друзей или родни. Например, недавно мы играли перепутавших место и событие артистов: пришли с баулами, китайскими сумками в ресторан, где праздновали день рождения, переоделись в сарафаны на глазах у ошарашенных посетителей и стали с песней “Со вьюном я хожу” поздравлять неких Гульнар и Айбека, у которых якобы золотая свадьба. А пара эта сидела рядом с именинницей. Делали все шумно, передавали приветы из солнечного Актау, а публике было нас, недотеп, так жалко...

- А вас легко развести?
- Оказалось, что да. Недавно я дала нашей компании ключи от квартиры, чтобы они организовали все для посиделок, пока я заканчиваю работу. Захожу в подъезд и слышу такой конкретный пьяный гудеж из моей квартиры. Дверь открыта, свет везде горит, кресло в зале перевернуто, и за ним лежит тело мужчины в моих туфлях, натянутых на полноги. На кухне пьяными, противными голосами обсуждают последний спектакль. Ребята сделали все так профессио­нально и режиссерски точно, что я повелась. Стала собирать бутылки, наводить порядок, сняла аккуратно туфли с Пети, чтобы он не сломал каблуки, пытаясь встать... И все удивлялась, как могли непьющие ребята так набраться за полчаса. Я кайфую от таких розыгрышей. Ведь на самом деле совсем неважно, что о тебе напишут и какую премию дадут, главное - чтобы представление было талантливым.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть