Куклы играют в нас
В галерее “Арт-центр Алма-Ата” проходит выставка авторских кукол. Редкий случай, когда возникает стойкое желание здороваться с экспонатами. Кукольники - народ непростой, любят напускать мистического тумана. Впрочем, зачастую - не без оснований. Как правило, мастерицы (а делать кукол - промысел преимущественно женский) днем работают, вечером заняты домашними хлопотами и лишь ночь могут потратить на любимое хобби.
- Когда время приближается к пяти утра, в глазах начинает троиться, - смеется Наталья ЛЕПИХИНА (на снимке). - В таком состоянии пришиваешь кукле глаза и возникает ощущение, что она ожила. Тут уж волей-неволей становишься мистиком...
Все кукольники утверждают: игрушка оживает именно в тот момент, когда у нее на лице появляются глаза. После этого она может “воспротивиться” облачению в приготовленный для нее костюм, и его придется переделывать. Словом, вместе с глазами формируется характер. Например, заяц Эдвард у Натальи “прогулял” две выставки - в Питере и алматинской галерее: под разными предлогами он оставался на столе мастерицы и позволил закончить себя только в марте. Зато кот с длинным и поэтичным названием “Гроза птиц, рыб и кошачьих сердец” получился очень быстро.
Наталья с девяти до шести - финансист. Профессию выбрала сознательно: хотелось твердо стоять на ногах. Но в тот момент, когда карьера удалась, ее вдруг стали одолевать странные мысли. О том, что все скоротечно, что человек приходит в этот мир как гость...
- Моей дочке три года, - говорит Наталья, - и я подумала: если со мной что-то случится, то она даже не запомнит, что умела ее мама. Да, я хорошо зарабатываю, но что дальше? Так год назад я решила сшить для дочки куклу. Совсем другую, не похожую на тех, что продаются в магазинах. Мне хотелось, чтобы у нее остался кусочек моего тепла, когда она вырастет.
С этого всё и началось. Игрушка стала для ребенка любимой, превратилась в практически одушевленное существо. Друзья Натальи ахали и радовались, когда она им дарила самодельные игрушки. И вскоре кукольный народец начал хозяйничать в доме и в жизни. Повсюду она обязательно держит наготове бумагу и ручку - идеи новых кукол приходят внезапно: герои сами возникают, подсказывают, во что их надо одеть, рассказывают свои истории. Чтобы воплощать задуманное ими, приходилось рыться в Интернете, брать уроки керамики, освоить множество разных техник. Об одном Наталья жалеет: кукольники в Алматы - разобщенный народ, не любят “собираться в стаи” - как пэчворкисты или поклонники бисероплетения.
- Когда я выставляла свои работы в Питере, все время спрашивала мастеров, почему так происходит? Но никто не дал вразумительного ответа. А еще я поняла, что не могу продавать свои работы. Дарить - да, а продавать - почему-то жалко. Хотя друзья смеются: “Ты же не руки продаешь, а только их поделки”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

