6899

Ку-ку и другие

“Ку-ку!” - настороженно говорит мужчина лет 65, глядя на меня исподлобья. Издевается? Медсестра больницы Общества Красного Полумесяца Балшекер МАЛИБЕКОВА словно читает мои мысли: “Вы не подумайте чего! Просто это единственное, что у него получается произнести. Этим “ку-ку” он выражает все свои эмоции: радость, испуг, удивление, гнев… Мы так его и назвали - Кукеш”.

“Скорая” подобрала Кукеша в бессознательном состоянии в районе речного вокзала. Так он попал в больницу сестринского ухода Общества Красного Полумесяца. С тех пор прошло почти полгода, но установить его личность так и не удалось.
- Кукеш перенес инсульт, - говорит директор больницы Алмагул САДЫКОВА. - У него пострадали участки мозга, отвечающие за речь, память и интеллект. Мы готовы ухватиться за любую зацепку, которая помогла бы выяснить, кто он и откуда. Но увы… Хотя! Когда ему дали ручку и бумагу, он изобразил что-то очень похожее на арабскую вязь. Ест руками. Живо реагирует только на казахскую речь.
С октября 2010 года его дом - больничная палата. Хотя инструкции ограничивают пребывание пациента в больнице сестринского ухода Общества Красного Полумесяца до одного месяца, врачи хорошо понимают, что таким, как Кукеш, идти просто некуда. Без документов, удостоверяющих личность, человека нельзя оформить в дом престарелых и стационары города. А их восстановление может растянуться даже не на месяцы - на годы!
Надежда НЕРЖАЕВА никак не может получить удостоверение личности с… сентября 2009 года.
- У нее умственная отсталость, - поясняет Алмагул Садыкова. - Когда она попала к нам, даже свое имя не могла назвать. На все расспросы отвечала: “Отстаньте! Сейчас за мной приедет Андрейка!” Но никто за ней так и не приехал. Через третьих лиц мы узнали, что долгое время она жила в Караганде. Там остались муж и трое взрослых детей. Но разыскать их не удалось. Все они… бродяжничают.
Бомжевала и сама Надежда. Однажды, уснув зимой прямо на улице, она так сильно обморозилась, что пришлось ампутировать ногу. Но нет документов - нет и пособия по инвалидности. Чтобы Надя наконец смогла получить удостоверение личности, необходимо, чтобы в Караганде подтвердили, что она там жила. Но ответа на запрос в больнице ждут уже второй год!
Сейчас их таких - искалеченных, с провалами в памяти и серьезными проблемами в восстановлении документов - восемь человек. Кто-то из них доживает здесь последние дни… Доживает далеко не в комфортных условиях.

Больница Общества Красного Полумесяца, рассчитанная на 30 коек, переполнена. В каждой палате вместо трех - пять больных. С порога в нос ударяет тяжелый запах. Подавляющая часть пациентов прикована к постели. Они нуждаются в особо тщательном уходе. Но ни на замену полуистлевшего белья, ни на покупку памперсов и специальных гигиенических средств для лежачих больных нет денег. Не на что делать и ремонт ветхого здания больницы Красного Полумесяца - бывшего детского сада, построенного из камышита еще в 50-х годах.
Да что там ремонт! На питание одного человека выкраивается всего 200 тенге в день. Это с нынешними-то ценами! В каждодневное меню пока еще удается включать супы на костном бульоне и немного мяса к гарниру на второе. Но скудность и однообразие больничной кухни бросаются в глаза. Пока спасают капуста, морковь и свекла, пожертвованные местными крестьянскими хозяйствами. Но каши из резко подорожавших круп уже становятся недоступными…
А чему тут удивляться? Ведь государство финансирует больницу только на 65 процентов от необходимого.
- И это не все проблемы, - говорит Алмагул Садыкова. - Жизненно необходимо, чтобы Кукеш, Надя и другие наши больные, оказавшиеся в тяжелой ситуации, получили законное право на длительное пребывание в наших стенах. Сейчас они на полулегальном положении!
А в конце февраля в больницу в удручающем состоянии поступила еще одна больная - без документов, с провалами памяти…

Слепую старушку лет 70 привезли с железнодорожной станции Жарма. Она без остановки плакала и путано рассказывала о том, что с ней приключилось. Правда, сначала с ее слов, выходило, что на нее напали в поезде, жестоко избили и отобрали все деньги. А уже на другой день она поведала о том, что об ее голову разбила бутылку родная дочь. После чего выгнала из дома!
- Это при том что у нее нет никаких телесных повреждений, - продолжает Алмагул Садыкова. - Поэтому неудивительно, что мы относились к ее рассказам скептически. Особенно к тому, что она была певицей, объездила с гастролями всю страну и выступала на одной сцене с Розой РЫМБАЕВОЙ. Но когда связались с акимом Жармы, выяснилось, что местные жители хорошо ее знают. Она действительно была артисткой филармонии и выступала с концертами. Аким обещал разыскать ее родных. Хочется надеяться, что хоть одна драматическая история будет иметь счастливый финал…

Милана ГУЗЕЕВА, Семей, тел. 87055245953, e-mail: lana_semey@mail.ru, фото автора

Поделиться
Класснуть