7773

Министерство круговой обороны

Как мы уже сообщали, на полигоне Матыбулак в Жамбылской области во время учений сухопутных войск РК в минувшую среду погибли двое военнослужащих - уроженцы Южно-Казахстанской области 22-летний Ербол ОШАЕВ и 21-летний Галымжан СУЛТАНОВ (см. “Служили два товарища…”, “Время” от 24.2.2011 г.). Позже стало известно: ранены еще двое - 22-летний рядовой контрактной службы Меирбек ШАЛДАРБЕКОВ и 30-летний старший лейтенант Ерлан СЕТИБАЕВ.

По официальной версии командования сухопутных войск, причиной трагедии стал самопроизвольный разрыв миномета 2С12 калибра 120 мм. Более подробные комментарии получить не удалось: военное ведомство заняло “круговую оборону”.
Однако президент союза ветеранов локальных войн и военных конфликтов “Боевое братство” Сергей ПАШЕВИЧ, который сам во время военных действий в Афганистане стрелял из такого миномета, ставит под сомнение версию Мин­обороны.
- Возможность самопроизвольного разрыва миномета 120-миллиметрового калибра практически исключена, - заявил полковник Пашевич газете “Время”, - потому что  на его дульной части установлен предохранитель от двойного заряжания. Хорошо обученный расчет может вести из такого миномета огонь с очень высокой скорострельностью. Во время Великой Отечественной войны бывали случаи, когда на оставшуюся в стволе в результате осечки мину опускалась другая, что, естественно, приводило к взрыву. Для того чтобы это исключить, в 1943 году на миномет установили специальный предохранитель. После войны этот миномет несколько раз модифицировали, но принцип его действия остался тем же. Другой вопрос: был ли такой замок на том орудии, которое взорвалось на Матыбулаке? Это должна установить экспертиза. Мы минометы 2С12 изучали в военном училище, а когда я прибыл в Афганистан, у нас на каждой заставе они стояли. Я сам не раз стрелял из него и могу сказать: действительно случались подобные ЧП, но, как правило, из-за отсутствия или неисправности предохранителя.

- Если не самопроизвольный взрыв снаряда, то что тогда могло стать причиной трагедии?
- Обычно к таким ЧП приводят две причины: нарушение мер безопасности при стрельбе или слабая обученность личного состава. Одному из погибших был всего 21 год. Он еще курс молодого бойца толком не прошел - так о каком опыте можно говорить... Еще одна проблема: учения с бое­вой стрельбой проводятся у нас не так часто, поэтому у солдат нет навыков обращения с оружием. Несколько лет назад был случай: танкисты во время учений запихали снаряд в орудие, но выстрела не последовало. Тогда офицер дал команду открыть замок - и тут рвануло... Погибли несколько военнослужащих.

- Сколько человек в боевом расчете?
- Обычно три, но может быть и четыре, если нужно производить корректировку стрельбы. Снаряд миномета калибра 120 мм весит почти 16 килограммов, поэтому его, как правило, заряжают вдвоем. За свою офицерскую службу я не припомню случая, чтобы во время учений рвались мины. Бывали потери, но по другим причинам: кто-то по не­осторожности из автомата выстрелит или придавят кого-то…

На месте ЧП сейчас работает совместная комиссия Мин­обороны и военной прокуратуры. В военном ведомстве уже заявили: если будет установлено, что вины погибших солдат нет, то их представят к государственным наградам. Впрочем, для родителей, потерявших сыновей,  это слабое утешение. Кстати, Галымжана Султанова родные проводили на службу в конце минувшего декабря и ждали его приезда домой в отпуск сразу после учений.
Раненые - старший лейтенант Ерлан Сетибаев и рядовой Меирбек Шалдарбеков - лежат сейчас в Алматинском военно-клиническом госпитале Минобороны РК. Состояние их здоровья медики оценивают как стабильное. Ребят уже перевели из реанимации в общую палату.
- Военнослужащие получили осколочные ранения мягких тканей, - рассказал нам вчера заместитель начальника военно-клинического госпиталя МО РК Руслан КОЧЕКАЕВ. - У Шалдарбекова ранения в грудь и живот, а Сетибаеву пришлось сделать сложную операцию на левом глазу. В настоящее время их жизни ничто не угрожает, прогнозы благоприятные.

- Сколько им потребуется времени для полного восстановления?
- Сказать однозначно нельзя. Процесс выздоровления у каждого пациента проходит индивидуально. В среднем такие травмы лечатся около месяца.
В Министерстве обороны обе­щают, что родственникам погибших, а также пострадавшим окажут материальную помощь.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото Тимура БАТЫРШИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть