Ветер с юга
Самый традиционалистский регион Казахстана, южный, породил наиболее модерновых представителей современного искусства: Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА и Саида АТАБЕКОВА (на снимке). Хотя по всем законам жанра тот же Саид должен был появиться если и на юге, то во Франции, где можно разогреть не только кости, но и мозги. С другой стороны, в таких парадоксах тоже есть своя истина: если Саиды появляются, значит, это нам нужно.
Как известно, древняя казахская легенда гласит, что Ноев ковчег пристал не к горе Арарат, а к вершине Казыгурт - недалеко от Шымкента. Еще подростком Саид с другом Асхатом АХМЕДЬЯРОВЫМ решил проверить достоверность сказания.
После трех дней и трех ночей, проведенных в поисках артефактов, друзья вернулись домой. Просится сказать “ни с чем”, но настоящему художнику нужен не факт, а повод. Поэтому спустя много лет у Саида появилась одна из самых знаменитых видеоработ “Ноев ковчег” о том, как потомки праотца обитают среди минаретов труб промышленных гигантов и пирамид технологических отходов. Экология - мать ваша. Плыл ковчег к Казыгурту или нет - не так уж важно, главное - куда приплыли мы.
Потом Атабеков “молился” дверям супермаркета, отчеканивая поклоны датчикам автоматических дверей, - это степная цивилизация преклонялась перед западными достижениями. Двери открывались и закрывались, а дервиш кланялся и кланялся, вместо того чтобы использовать створки по их прямому назначению - то бишь встать и пройти. После Саид объяснил:
- Да, мы дикари, и все эти чудеса цивилизации для нас, дервишей, и есть новый мир. Мир красивый, манящий и неизведанный. Вообще поклонение всему западному у меня всегда вызывало смешанное чувство. С одной стороны - одобрение, с другой - стыд. Стыд за то, что, принимая от мира, мы не способны с ним равноценно расплатиться. Значит, берем в долг. А что мы даем взамен миру?
Насчет того, кому отдавать долги, художник, конечно, погорячился. Хотя бы потому, что все его работы находятся в коллекциях за рубежом. У нас такое не то чтобы не понимают - просто не видят практического приложения contemporary art. Живописных коней можно повесить на стену - красиво. Скульптуру могучего всадника следует поставить на входе в дом - солидно. Гобелен с этническими мотивами отменно смотрится в гостиной - модерновее, чем ковер, и, главное, дороже смотрится.
А куда видео подевать?
Тем более что зачастую мастер покидает территорию чистого искусства, чтобы прогуляться по просторам политики. Его “Беташар”, представляющий собой видео, транслируемое на двух, обращенных экранами друг к другу телевизорах, - это же осанна многовекторной внешней политике страны. На одном экране девушка с закрытым лицом постоянно кланяется, на другом - возбужденные мужики кричат: “Казахстан! Казахстан!”. То есть, с одной стороны, “вспышки державной гордости” (так написала искусствовед Оксана ШАТАЛОВА), с другой - самоощущение бедной невесты, которую отдали не за того.
Повторимся, такие опыты у нас не очень любят. Поэтому в свободное от творчества время Саид делает браслеты и пишет портреты - интертекстуальные инсталляции у нас еще не очень хорошо трансформируются в деньги.
Таким образом, Атабеков корнями и ремеслом здесь, а мыслями там.
Сейчас художник готовится к Венецианскому биеннале - этому всемирному смотру достижений современного арт-хозяйства. На выставке шымкентец представит сразу четыре работы, из которых наиболее занимательной кажется “Флаги”. Это фотографии национальных корпеше, разрисованных под стяги развитых государств: США, Канады, Великобритании и так далее. Расхожая трактовка “все флаги в гости к нам” здесь не очень уместна - это было бы слишком просто. Но и однозначного толкования не будет: кто-то увидит во флагах аллюзии на современное состояние казахстанской демократии (западную этикетку поставили, внутренности прежние) или, напротив, культурно-экономическую интервенцию (внутренности прежние, но отданы на откуп заезжим), а кому-то просто покажется интересной идея укрыть одеялом USA полыхающие красные казахские маки.
А самая свежая работа Атабаева, которую он только развивает, - фотосерия казахских седел в разной раскраске. Картинок набралось уже более ста, и все они примечательны тем, что в седлах нет всадников: готовы в путь, но некому скакать. Хоть художников с искусствоведами сажай.
- Передай всем, - сказал Саид, - я хочу стать командиром кавалерийской дивизии.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail: tulegen@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

