Слишком много секретов
Полтора месяца расследования уголовного дела, возбужденного по факту загадочной смерти в Алматы первокурсника академии МВД РК Ислама НАЗАРОВА, ясности в эту историю не внесли. Наоборот, количество вопросов, связанных с обстоятельствами гибели курсанта, увеличивается с каждым днем, а искать ответы на них никто, похоже, не торопится.
Напомним, петропавловец Ислам Назаров был обнаружен лежащим без сознания на улице в алматинском микрорайоне “Жулдыз-2” во второй половине дня 7 января 2011 года. Руководство академии, слушателем которой являлся Ислам, тут же поспешило объяснить его смерть прыжком с крыши 5-этажного дома из-за несчастной любви. Родственники парня с такой версией категорически не согласились и потребовали проведения повторной судебно-медицинской экспертизы в Петропавловске. Однако решить этот вопрос и добиться возбуждения уголовного дела им удалось только после приема у заместителя генерального прокурора РК Аскара СЕКИШЕВА (см. “Курсанта дома не дождались”, “Не их уровень?”, “Время” от 11 и 12.1.2011 г.).
Уголовное дело было возбуждено прокуратурой Турксибского района Алматы 12 января и передано в местный райотдел полиции. Вот только собственное расследование родственников, по словам сестры Ислама Назарова Гульмиры, принесло куда больше результатов:
- Мы дома стали тщательно осматривать вещи брата, переданные из академии, и обнаружили записку с текстом “Меня бьет Шарипбек”. Когда впоследствии попытались выяснить у руководства академии, что это за записка и кто такой Шарипбек, нам сказали, что когда командиры Ислама осматривали его вещи, никаких бумаг в них не обнаружили. Получилось так, будто бы я сама придумала все это!
А вот уверения руководства академии, что курсант спрыгнул с крыши от несчастной любви, якобы получив от любимой девушки какую-то SMS, никакого подтверждения, по словам Гульмиры, до сих пор не получили:
- Об этом командование говорило отцу, когда он приехал забирать Ислама. Папе даже девушку-курсантку издалека показали, которая якобы и сообщение это на его телефоне видела, и о его несчастной любви все знала. Но кто она такая, родителям не сообщили, объяснив, что личности слушателей спецкурса засекречены. А когда родители ехали в поезде, им позвонил начальник следственного отдела Турксибского ОВД Алматы Мейржан САГУНОВ, которому были переданы вещи Ислама, снятые с него в больнице, и сказал: никакой SMS на его сотовом телефоне нет! И каких-либо других следов этой загадочной девушки Ислама мы тоже найти не смогли.
На этом спецкурсе академии МВД РК готовят специалистов наружного наблюдения. И из-за сурового режима секретности курсантов, по словам Гульмиры, в увольнение отпускают только в гражданской одежде:
- Нам сказали, что Ислама нашли в военной форме, только без бушлата. Как он мог оказаться зимой на улице без верхней одежды? Кстати, бушлат не найден до сих пор. Но ведь и его гражданской одежды, в которой он раньше ходил в увольнение, среди тех вещей, что нам отдали, тоже нет! Нет новых зимних ботинок, джинсов, куртки, спортивной одежды. Куда все это делось - до сих пор не ясно.
Более того, родственники курсанта выяснили, что с банковской карточки Ислама деньги, которые они ему присылали, снимались и в будние дни, когда он не был в увольнении.
- Впервые в этом году деньги снимались с карточки трижды еще 5 января в двух банкоматах Алматы, - продолжает Гульмира. - Если курсантов отпускают в увольнение только в выходные дни, кто тогда в ту среду пользовался карточкой Ислама? А последний раз деньги сняли 10 января, когда брат был мертв уже трое суток. Кто мог это сделать, если карточка Ислама находилась в ОВД Турксибского района, а банковские документы с цифрами ПИН-кода хранились в его личных вещах в академии?
Казалось бы, установить личности людей, снимавших деньги с карточки курсанта, очень просто. Ведь банкоматы оборудованы видео-камерами, снимающими всех клиентов. Однако за полтора месяца с начала официального расследования этого так и не было сделано. Действия полицейских, как рассказал адвокат из Петропавловска Султан ИБРАГИМОВ, специально выезжавший в Алматы, только добавляют загадок в этой истории:
- Сейчас материалы дела переданы сотруднику следственного управления ДВД Алматы Булану МУХАМЕТКАЛИЕВУ. И это процессуально независимое лицо с ходу меня огорошило заявлением, что все свои действия по этому делу ему приходится согласовывать с руководством МВД РК! Между тем, несмотря на такой контроль, съемки видеокамер с банкоматов до сих пор не востребованы. Чего они этим добиваются? Хотят, чтобы прошло какое-то время и записи были уничтожены?
В материалах расследования уголовного дела, по словам адвоката, так много нелепостей, что поневоле начинают закрадываться сомнения в его объективности:
- Например, согласно постановлению прокуратуры, дело вообще было возбуждено по факту “обнаружения трупа”! А ведь Ислам Назаров был обнаружен живым и скончался потом в отделении реанимации. Протокол осмотра места происшествия составлен таким образом, что из него совершенно не ясно, где именно обнаружено тело Назарова. Утверждается, что он спрыгнул с крыши дома № 28а, однако попасть в этот подъезд невозможно, электронного ключа в вещах Назарова обнаружено не было, к кому именно он приходил - не установлено. Я несколько часов опрашивал людей в районе трех домов, находящихся возле места обнаружения тела курсанта, но никто его прыжка с крыши среди бела дня 7 января не видел. Результаты судебно-медицинской экспертизы телесных повреждений, выявленных у Ислама Назарова, только увеличивают количество вопросов по этому делу. И вызывают обоснованные подозрения, что получил их курсант при других обстоятельствах, а потом мог быть привезен в бессознательном состоянии и оставлен возле дома в микрорайоне “Жулдыз-2”.
По телефонным номерам двух имевшихся у Ислама Назарова sim-карт сейчас отвечают неизвестные люди. Но следствие до сих пор так и не установило, в чьи именно руки попали эти sim-карты.
P.S. Когда отец курсанта Галихан НАЗАРОВ забирал тело сына, сотрудники службы собственной безопасности академии посоветовали ему написать заявление о материальной помощи на похороны. 14 февраля ему по телефону в помощи отказали, объяснив, что она оказывается в таких случаях только офицерскому составу академии, но не курсантам.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА

