Обратной дороги нет
Мы уже писали об успехе казахстанской команды “Астана”, успешно выступившей на своем КамАЗе в классе грузовиков на самой знаменитой гонке в мировом автоспорте “Дакар” (см. “В десятку!”, “Колесо триумфа”, “Время” от 18.1 и 22.1.2011г.). На соревнованиях, прошедших по дорогам Южной Америки в январе, экипаж в составе Артура АРДАВИЧУСА, Дениса БЕРЕЗОВСКОГО и Жаната ЖАЛИМБЕТОВА занял восьмое место. Однако в “Дакаре-2011” участвовал еще один казахстанец, но уже с приставкой “бывший”. Вадим ПРИТУЛЯК (на снимке), более 20 лет проживший в нашей стране и начавший свой путь гонщика именно в Казахстане, проехал более 9500 километров уже как гражданин Украины. 43-летний спортсмен выступал в классе байков и, заняв 90-е место в этих состязаниях, стал первым мотоциклистом с постсоветского пространства, который проехал “Дакар” от начала до его окончания.
О трудностях самой престижной гонки в мировом автоспорте, о смене гражданства и еще о многом другом мы поговорили с Вадимом по телефону из Москвы, где он сейчас живет.
- Конечно, можно смотреть на мое итоговое 90-е место по-разному, - начинает наш разговор Притуляк. - Для одних это не самое лучшее место, поскольку я стал 90-м из 94 финишировавших мотоциклистов. Я же говорю, что стал 90-м из 183 стартовавших в начале “Дакара”. С четвертой попытки я доехал самую престижную гонку до конца. Это главное!
- Доехал, но уже под флагом другой страны…
- Сменил гражданство из-за того, что несколько лет назад у меня возник конфликт с руководством Федерации автомотоспорта РК. Они не хотели выдавать мне лицензию для участия в очередном “Дакаре”. Один из чиновников во время ралли-рейда “Шелковый путь-2009”, проходящего через Казахстан, заявил, что я занимаюсь не своим делом. Хотя прецедент состоял всего лишь в том, что я как гость соревнований помог встретить и разместить высокопоставленных гостей из других стран. Но мне это не простили, наорали на меня и заявили, что, участвуя в “Дакаре”, занимаюсь ерундой. Естественно, что подобного обращения со мною никому никогда не позволял. Появился вариант с Украиной. Там мне пошли навстречу. В результате в январе 2010-го стал гражданином этой страны и теперь выступаю под ее флагом. Что касается конфликта с казахстанским чиновником, то в декабре прошлого года мы помирились, зла ни на кого не держу. Но прошлого не вернешь.
- Как не вернешь и тех неприятных ощущений, когда высокопоставленные чиновники казахстанского спорта заходили в твои магазины в Алматы и бесплатно брали все, что пожелает их душа...
- Было такое. Они, кстати, со мною так и не расплатились. Но пускай это останется на их совести.
- Но это тебе не помешало участвовать во многих престижных соревнованиях…
- У меня есть бизнес. Раньше это были магазины в Алматы, которые торговали спортивным инвентарем и экипировкой. Сейчас занимаюсь другим, но уже в Москве.
- На “Дакаре” ты был единственным участником, который, не имея спонсоров, вложил свои деньги в это мероприятие. В какую сумму обошлись соревнования?
- Порядка $80000 тысяч. Но денег абсолютно не жалко: мотогонки - мой образ жизни. Предвосхищая следующий вопрос, скажу, что победители “Дакара” не получают никаких денежных призов. Им вручаются статуэтки “Золотого бедуина”, сделанные из благородного металла, весом 1 кг, а всем участникам, которые добрались до финиша, дают золотую медаль.
- Сменим тему. Каждый твой “Дакар” был богат на события. В 2008-м организаторы заявили тебя уже как гражданина Украины, хотя таковым ты тогда не являлся. В итоге соревнования были отменены. Спустя год ты снялся по техническим причинам уже во время состязаний, еще через год не смог участвовать из-за травмы руки. Чем был для тебя примечателен “Дакар-2011” помимо того, что ты полностью преодолел его?
- В моем первом “Дакаре” меня заявили как гражданина Украины, хотя я был еще казахстанцем, из-за того, что моим местом рождения является село Жмеринка, расположенное в этой стране. В этот раз, к сожалению, тоже не обошлось без травмы. На третьем этапе, проходящем по пустыне, на ровном месте у мотоцикла заклинило переднее колесо. Перелетев через руль, я в итоге сломал левое ребро, повредил руку и получил сотрясение. Желание сняться с соревнований было, но благодаря помощи друзей, в числе которых были и казахстанские ребята, я все же продолжил гонку.
- Как, кстати, казахстанцы восприняли смену твоего гражданства?
- В нашем спорте нет ни национальностей, ни гражданств. Поэтому все было здорово. У нас с ними великолепные отношения были, есть и будут всегда. Как показатель вспомнил случай из этого “Дакара”. На одном из этапов ехал по пескам, а меня догонял грузовик. Чтобы не попасть под песчаный дождь, который остается после такой махины, съехал с дороги. Вижу, едет казахстанский КамАЗ. Я так обрадовался, что начал танцевать, делая немыслимые па. Ребята, увидев это, тоже хотели присоединиться, но так как их догонял другой грузовик, я не дал им этого сделать, и они продолжили гонку. В итоге они стали восьмыми. Считаю это огромным успехом для всего казахстанского автоспорта. При помощи “Астаны” в Южной Америке узнали, что есть такая страна Казахстан. Лично сам видел нескольких болельщиков в Аргентине в майках с изображением этой команды.
- Ну и зачем это нужно?
- Понимаешь, спорт - это тоже большая политика. Как можно прославить свою страну? Только тем, что участвуешь в крупных соревнованиях. Аудитория у “Дакара” - 150-180 миллионов человек. Люди, видя спортсменов с бирюзовым или жовто-блокитным флагом, начинают интересоваться: кто они, откуда? Понятное дело, что мы рассказываем о своей Родине. В результате многие теперь знают, где находится Казахстан или та же Украина, как живут в наших республиках и что делают.
- А нигде не ёкало, что ты уже представляешь другое государство?
- Наверное, ёкало. Но обратной дороги нет. Человек живет там, где у него есть работа, поэтому вряд ли снова вернусь в Казахстан на ПМЖ.
Михаил ВАСИЛЬЕВ, Алматы, тел. 259-71-98, e-mail: piterskii_m@time.kz, фото из личного архива Вадима ПРИТУЛЯКА и Романа МАСЛЕННИКОВА

