Цирк уехал, а “клоун” остался
На 35-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло акробаты Казахского госцирка завоевали высокую награду - “Серебряного клоуна”. Номер наших артистов “Белые птицы” покорил и зрителей, и жюри артистизмом и сложными трюками. После фестиваля ребята отправились в турне по Японии. Вчера мы по телефону связались с руководителем труппы Алишером АЛИЕВЫМ, чтобы из первых уст узнать подробности победы.
На фестиваль в этом году приехали 18 лучших цирковых трупп из 10 стран: России, Казахстана, США, Китая, Италии, Германии, Франции, Канады, Бразилии и Румынии. Наши артисты обошли серьезных соперников из России и Китая. После выступления казахстанцев одна немецкая газета написала: “Полет “Белая птица” - это захватывающий воздушный балет, в котором наряду с блестящей хореографией исполняются виртуозные двойные пируэты и легендарное тройное сальто-мортале”.
- Имена победителей объявляли на французском языке, и мы не сразу поняли, какое место завоевали, - рассказывает Алишер. - Когда к нам подбежал замдиректора Московского цирка им. Никулина и закричал: “Вы слышали, какую награду взяли - “Серебряного клоуна”!”, мы чуть не заплакали от счастья. Даже просто участвовать в этом фестивале, который курирует лично принцесса Монако Стефания, уже престижно, а стать его победителем - заветная мечта цирковых артистов. Тем более что многие наши конкуренты приложили немало усилий, чтобы мы не вошли в число победителей.
- В каком смысле?
- Попытались вывести из строя технические приспособления для исполнения трюка - открутили крепления у лебедки, порвали крепления для сетки. Но, несмотря на все их козни, мы отработали трюк на “отлично”.
- Слышала, что вас сначала представили как артистов цирка им. Никулина...
- Это произошло по ошибке журналистов. Когда директор фестиваля Урсу ПИЛЦУ приезжал в Московский цирк на Цветном бульваре, где мы в то время гастролировали, он увидел наш номер и предложил показать его в Монте-Карло. С ним были корреспонденты, которые не поняли, что мы казахстанцы, и в своих статьях представили нас российскими артистами. Когда на открытии фестиваля мы вышли с казахстанским флагом, то многие были в недоумении. Пришлось созывать пресс-конференцию и объяснять, что произошла ошибка. Настроение было слегка испорчено, но спортивной злости это недоразумение только прибавило.
- Как родился номер?
- Концепция “Белых птиц” появилась в 2006 году, но тогда я еще не думал делать его акробатическим. Потом на гастролях в Германии мне предложили поставить оригинальный номер в полете, и тут меня осенило: почему бы эту идею не воплотить в жизнь? Собрал коллектив и начал тренироваться.
- Почему “Белые птицы”?
- Белая птица - символ красоты, любви и свободы, которая всегда в трудную минуту приходит на помощь людям. Я видел много воздушных номеров - и всегда белый цвет костюмов смотрится красиво. Здесь впервые мы исполнили тройной бланш: это когда гимнаст раскачивается на руках на трапеции, а затем отрывается и крутит в воздухе три полных сальто в полный рост. Физически это сделать невозможно, но нам удалось. Кроме того, начинаем номер без страховочной сетки. Ее устанавливают, когда артисты уже работают на высоте. Это огромный риск, но я уверен в своих ребятах и поэтому в будущем думаю еще усложнить номер.
- Сколько времени ушло на подготовку к фестивалю?
- Год. Хотя директор фестиваля видел этот номер еще в 2009 году и уже тогда пригласил нас, но я сказал, что пока мы не поставим трюк на “отлично” - не приедем.
- Экстремальные ситуации случались во время тренировок?
- Весной прошлого года на репетиции в Липецком цирке Фархот САДЫКОВ, который исполняет тройной бланш, приземлился в сетку, а она его выбросила. Я в это время был внизу и успел только подстраховать его голову, а вот ногами он ударился об асфальт. В итоге переломал обе. За год он сумел не просто восстановиться, но и снова вышел на арену с этим номером. Только теперь мы решили, что приземляться он будет в мои руки. Ловить артиста внизу - огромная ответственность, но Фархот сказал, что уверен во мне. Было ли мне страшно? Конечно, но работа в нашей команде, в которую входят пять человек: моя супруга Екатерина АЛИЕВА-СИВКОВА, Арсений ГАБРИЛЯН, Роман КОШЕЛЕВ, я и Фархот, - построена на доверии, и этим мы сильны.
- Это ваша первая награда такого уровня?
- Такого - да. Хотя мы уже дважды отличились на международных фестивалях. В прошлом году на фестивале в Китае завоевали “Бронзового льва”, а во Франции взяли “Золотую звезду” и специальный приз жюри.
- Думаете ли показывать номер на других фестивалях?
- Уже есть предложения выступить в Будапеште и России, но пока мы не хотим. Сейчас будем готовить еще один номер для следующего фестиваля в Монте-Карло, куда нас снова пригласили. Я сказал Урсу Пилцу, что вернусь не с одним номером, а с двумя.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива труппы акробатов, Алматы

