5656

Роман ВИКТЮК: У меня гражданский брак с государством


В Казахском ТЮЗе им. Мусрепова состоялась премьера спектакля “Коварство и любовь” по Шиллеру. Командовал парадом приглашенный для постановки Роман ВИКТЮК. На репетициях российский режиссер с мировым именем кричал, шумел и матерился. Но этих извержений вулкана никто не боялся. Более того, актеры регулярно признавались ему в любви. Роман Григорьевич убедил весь театр, что любовь - это главное.

Он не понимает казахского языка и не улавливает всеобщего смущения, когда заставляет главного героя истошно кричать фразу: “Так становятся президентом!”. Он в шоке от азиатской неспешности и вдохновлен азиатским темпераментом. Он не понимает, как можно быть нецелованным до тридцати лет и при этом изображать страсть на сцене.
“Я нервнобольной”. “Ты бледная спирохета, а не нерв этого спектакля. Знаешь, кто такая спирохета? Сперматозоид, который засох. Дохлый, на выходе из чечирки”. “Спасибо, дети, следующая репетиция после вечернего спектакля, через десять минут после его окончания”. “Ну и что, что он играет главную роль! Он всю жизнь отдыхает, пусть наконец поработает!
Мэтр простужен, мэтр просит кипятка.
Исполнитель заглавной роли Эльдар ставит перед ним чашку со словами: “Я люблю вас”.
Асель, помощница режиссера, которую Виктюк называет Асоль и вгоняет в краску весьма двусмысленными шутками, прощается: “До вечера, я люблю вас”.
Мэтр утихает, остывает, пьет чай, ведет переговоры с Москвой. И попутно рассказывает о любви:
- Во все времена именно любовь была главной задачей и предназначением человека. Но сейчас человечество все делает для того, чтобы она агонизировала. На первое место выходит пошлость, животное начало. Нынешняя молодежь зачастую вообще не знает, что такое любовь, на них эта божья благодать не сходит.

- Как вам работается с нашей труппой?
- Совершенно грандиозные ребята. Хотя сначала я не думал, что мне удастся их расшевелить. Была даже мысль, что все закончится моим провалом. Прелесть артистов, с которыми я здесь работаю, в том, что они еще не замутненные ни успехом, ни гордыней, ни деньгами. В них, как в детях, есть чистота и готовность к полету.

- Дело в том, что на казахской сцене несколько иная манера игры - более пафосная и статичная…
- Знаю, знаю. А еще они у вас все нецелованные и нетраханые. А ведь если в артисте нет потребности и способности любить, у него не будет энергетики, чтобы зарядить зал. Так что сексуальная и творческая энергии связаны категорически. Эротическое начало из жизни переходит на сцену. Только так существуют многие любвеобильные и любовью не востребованные артисты. Например, та же Алла Пугачева.

- То есть девственница не сможет сыграть страсть?
- Сможет, но это будет ловкая имитация, фокус, а не чудо, происходящее на глазах зрителя. В современном театре ценится только чудо. У вас большинство театров мертвые потому, что актеры в них просто че­стно работают, без всякого чуда.

- Что делать? Лишить зарплаты, чтобы остались только фанатики?
- Думаю, что да. Хотя репрессии хороши для ленивых и идиотов, я бы таких сразу выбраковывал.  

- Если вы нас полюбили, то за что?
- Я думаю, что в этой нации, несмотря ни на что, остается подспудное мифически-иррациональное, не поддающееся определению исконное понятие о предназначении человека. Некая тайна, которую всегда интересно ощутить...

- И все-таки почему вы выбрали пьесу весьма далекого от нас Шиллера?
- Есть два великих человека, которые оставили энергетические пятна на земле, прокричав о любви, - Шиллер и Шекспир. Выше этого уровня никто еще не поднимался. “Коварство и любовь” - вечная пьеса, она переживает всплеск популярности, как только любовь в мире начинает агонизировать. Это история о коррупции, государстве и человеческом предназначении. Государство всегда хочет человека закрыть в клетку и повесить замок. И люди очень легко поддаются управлению, привыкают к несвободе. И только любовь - свобода, поэтому государство - враг любви. Оно хочет, чтобы все шли в ногу, а кто ошибся ножкой - чужой человек.

- Значит, чтобы выразить протест, не надо ходить на митинги, достаточно просто сильно любить?
- Да. И ни в коем случае не заниматься политикой и вообще не иметь дела с государством.

- Вы бы еще рассказали, как это возможно…
- Очень просто. Надо власти улыбаться и без стеснения ее обманывать. Я занимаюсь этим постоянно. Я же прошел все этапы советской страны, и сейчас ничего не изменилось в устройстве власти: мы делаем вид, что любим правителей, а правители делают вид, что любят нас. И мы, ненавидя их, приходим и просим денег. А они, ненавидя нас, делают вид, что любят, и дают подачки. Я хитрыми путями выторговал себе свободу, у меня гражданский брак с государством - я у него ничего не прошу, и оно мне не дает указаний. Я улыбаюсь и говорю: “Спасибо вам”, а они даже не спрашивают за что. Они же все понимают.

- Может быть, просто не повезло с государством?
- В любом другом месте будет то же самое. Я это знаю. Как знаю и то, что, выходя из самолета в любой стране, я уже мечтаю улететь назад. Потому что там, где ты не воспитывался, где нет ощущения земли и родителей на этой земле или в ней, невозможны счастье и полет. Иссякнет творческая энергия.

- То есть любовь к родине - тоже любовь с большой буквы?
- Любовь к родине - коварная штука, ее легко воспитать и культивировать. Вот у вас в театре артист получил квартиру - он счастлив и благодарен власти, которая его наконец-то облагодетельствовала. Это тюрьма. Я рыдаю, когда вижу стариков восьмидесяти-девяноста лет, которым только сейчас вручают ключи от квартиры, и они благодарят все партии и все правительства, которые знали за свою жизнь. Что это как не издевательство? Поэтому я за любовь между людьми.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть

Свежее