6916

Человек без паспорта


Николай РАСТОКИН, который 15 лет провел в Ингушетии в плену у местных бандитов, думал, что с возвращением домой все его проблемы закончатся. Семья, дом, родные, работа... Но реальность оказалась иной. Вот уже почти год мужчина не может доказать, что имеет право на казахстанское гражданство.

На простенький мобильник Николай до сих пор взирает с нескрываемым восхищением.
- Как же по нему звонить - диска-то, чтобы номер набрать, нет? - удивляется мужчина. - Да и трубка к аппарату не подключена.
Николай Растокин смотрит на мир наивными глазами. Как ребенок, не перестает делать открытия. Удивляется сумасшедшим ценам, ищет в бумажнике рубли вместо тенге. Никак не может поверить, что Казахстан - уже давно независимое государство. Этот человек прочно застрял в прошлом веке.
…В 1988 году Николай Растокин в возрасте 27 лет отправился на заработки из Усть-Каменогорска в Омскую область. Там его приняли на работу в совхоз. Родственники нарадоваться не могли - хорошо устроился.
Потом распался Союз… Гибнущим совхозом - уже частным хозяйством - стал руководить некий Муса.
- В начале 90-х Муса сделал, как мне тогда показалось, выгодное предложение, - рассказывает Николай Растокин. - Съездить на Кавказ, развеяться, отдохнуть. Мол, у него там знакомый живет. Сказал, что выбрал меня как лучшего работника. Я ему: так ведь там война! А он все на своем: поедешь, за безопасность отвечаю...
В Ингушетии Муса оставил его на далекой усадьбе, где всем заправлял человек по имени Ахмет. Николай быстро понял, что привезли его совсем не на курорт.
- Ахмет доступно объяснил, что я теперь у него в услужении, - вспоминает Растокин. - Буду хорошо работать - получу еду и кое-какое жалованье. Паспорта у меня нет, как выбираться - не знаю. Вот я и решил: пару дней покалымлю и дам деру. Да куда там...

Лукавил кавказец - за 15 лет невольничьей жизни Растокин не получил и ломаного гроша. Новый хозяин заставил пасти овец. Рабочие будни - день за днем. Нечеловеческий труд - от рассвета до заката.
- Все эти годы я засыпал с мыслями о матери и ее борще с пирогами, - рассказывает Николай. - Если честно, забыл, какие они на вкус. А там мы питались тем, что давали хозяйской скотине.
Несколько раз мужчина пытался бежать, но его всегда возвращали обратно. Жестоко избивали. Пару раз Николай видел, что иные неудачливые беглецы так и не поднимались после побоев. И оставил бесплодные попытки.
- Освободиться Растокину удалось благодаря российским военным, - рассказывает директор центра развития и адаптации “Феникс” Назигуль АХМЕТКАЛИЕВА. - Они проводили в том районе операцию. Пленники, увидев БТР, поспешили к нему. Солдаты забрали всех, кто решил сбежать. Пару месяцев Николаю пришлось провести в России - нужно было уладить формальности. Он ведь был без вести пропавшим, человеком без паспорта. Только в конце апреля 2010 года Николай Растокин прилетел в Усть-Каменогорск.

...Когда его родным в Курчум прислали фотографию Николая, сделанную российскими военными сразу после его освобождения, те только ахнули. На снимке был глубокий старик.
- Призраки рабской жизни его не скоро оставят, - грустно констатирует Назигуль Ахметкалиева. - Он пострадал от тяжелейшей формы трудовой эксплуатации. 15 лет практически не разговаривал, не знал о том, что происходит в большом мире.
После возвращения к матери и брату в Курчум Николай хотел снова устроиться на работу. Обзавестись семьей. Не вышло.
- Я думал, сразу найду работу, по специальности я тракторист-машинист, - рассказывает Николай. - Но с трудоустройством возникли сложности - несмотря на то, что я добрался до Казахстана, ни гражданства, ни документов, удостоверяющих личность, у меня нет. Паспорт ведь у меня отобрали на Кавказе.
Волокита с получением документов и гражданства тянется с лета прошлого года. Все необходимые документы отосланы в Астану, но пока подвижек нет - бумаги то возвращаются в Усть-Каменогорск, то снова отправляются в столицу.
- Мать старенькая, не видит уже, - рассказывает Николай Растокин. - У брата не все в порядке со здоровьем - в семье только на меня надежда. Но я бессилен что-либо сделать. Порой злость берет - неужели лучше было бы для всех, если бы я никогда не вернулся?
Тем временем Николай думает, какие курсы освоить, чтобы после получения документов выйти на работу. Но беда в том, что и на курсы без документов не берут.
Ни в органах юстиции, ни в департаменте внутренних пока не могут сказать, сколько еще должен ждать кавказский пленник Растокин. Правда, полицейские посоветовали ему обратиться на блог начальника ДВД Калмуханбета КАСЫМОВА. Мол, только он сможет ответить на все вопросы.

Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск, тел. 8-7771778287, e-mail: krovojadni@mail.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее