8912

“Завтрак” туриста

Одному из них - алматинцу Эмиру АДИМОЛДАЕВУ - “удовольствие” так и не побывать в Турции с семьей обошлось в 955 тысяч тенге. Вылет чартерным рейсом должен был состояться 27 августа 2008 года, но за месяц до поездки директор турфимы Бакыт ЕСЕНОВА сообщила Эмиру: по не зависящим от нее обстоятельствам путешествие не состоится, и вручила клиенту расписку с обязательством вернуть уплаченные в кассу деньги в течение 30 рабочих дней.

…Еще летом 2008 года фирма “Евро Тур Классик” оказалась в центре скандала, о котором рассказывали многие казахстанские СМИ. Тогда около 150 казахстанских туристов вынуждены были несколько суток просидеть в аэропорту Антальи из-за несогласованных действий своего туроператора и авиаперевозчика SunExpress: турецкие авиаторы прямо накануне возвращения наших туристов на родину расторгли договор с фирмой Есеновой. В результате одни путешественники не смогли вернуться в Казахстан, а другие - в числе которых и семья Адимолдаева - выехать на отдых.
Свой без малого миллион тенге Эмир не получил до сих пор. Несмотря на то, что успел посудиться с “Евро Тур Классик” и выиграть процесс (решение Алмалинского райсуда Алматы в его пользу было вынесено еще 17 сентября 2008 года и давным-давно вступило в законную силу).
Сначала выяснилось, что с фирмы попросту нечего взыскивать, а вскоре контора и вовсе закрылась.
Полтора года, рассказывает Эмир Адимолдаев, он пытался договориться с г-жой Есеновой по-хорошему: звонил, встречался, получал многообещающие расписки, но денег так и не увидел. В конце концов терпение несостоявшегося туриста лопнуло, и он написал заявление в департамент финполиции Алматы. Каково же было удивление Адимолдаева, когда в августе прошлого года из ответа за подписью замначальника департамента Маргулана САРБАСОВА он узнал: по аналогичным фактам против Бакыт Есеновой уже возбуждено и передано в суд уголовное дело по статьям 223 (“обман потребителей”) и 177 (“мошенничество”) УК РК.
Мы позвонили адвокату Есеновой Кенесу АЛИМБАЕВУ. С его слов, чуть больше месяца назад суд направил дело на дополнительное расследование.

Сама Бакыт Есенова в телефонном разговоре с нашим корреспондентом не отрицала того, что должна людям деньги - 10 млн. тенге (чуть больше 68 тысяч долларов). По ее словам, она намерена рассчитаться со всеми своими клиентами. Более того, собеседница уверяла: она уже вернула людям $20 тыс. Эмир Адимолдаев не попал в число этих счастливчиков. Правда, на днях госпожа Есенова в присутствии журналиста газеты “Время” предложила своему клиенту взять в счет долга 500 долларов. Эмир, впрочем, от такого “счастья” решительно отказался.
- Если она будет возвращать мои 955 тысяч тенге по 500 долларов раз в три года, я еще 40 лет буду за ней бегать! - сказал он нам. - Уж пусть лучше тогда правоохранительные органы с ней разбираются - хоть какая-то гарантия возврата денег.
На этой неделе мы получили из ДБЭКП по Алматы ответ на наш запрос по делу Есеновой, из которого узнали немало любопытного.
Мало того, что еще в 2009 году ее условно осудили на два года за обман потребителей - так сейчас на стадии судебного разбирательства находится еще одно дело, по которому эту бизнесвумен обвиняют в мошенничестве.
“В рамках расследования уголовного дела потерпевшими признан 21 человек, ущерб составил более 11 млн. тенге, - говорится в ответе департамента финполиции Алматы нашей редакции. - Есеновой Б. Х. предъявлено обвинение в неоднократном совершении мошенничества в крупном размере. Есенова, являясь директором ТОО “Евро Тур Классик”, с апреля по июль 2008 года, под предлогом оказания туристических услуг по отправке на отдых в Турцию, получила в качестве оплаты от ряда лиц денежные средства и присвоила их, не выполнив своих обязательств. В ходе расследования уголовного дела подтвердился факт того, что Есенова Б., заведомо зная о расторжении договора с авиаперевозчиком SunExpress, продолжала собирать с людей деньги”.

Финполиция сообщает: после того как суд вынесет вердикт по делу о мошенничестве, следователи примут решение, касающееся непосредственно Эмира Адимолдаева.
Удивительно, но факт: сама Есенова продолжает считать себя невиновной. Она утверждает: деньги клиентов не присваивала, а потратила на то, чтобы вывезти застрявших в Анталье туристов другим самолетом, заплатив за это 160 тысяч евро. Кстати, сейчас Бакыт Хасеновна работает исполнительным директором другой турфирмы - Four Seasons, куда за расчетом продолжают наведываться ее клиенты из “Евро Тур Классик”.
И это - несмотря на уже вступивший в силу приговор суда, по которому ей, в соответствии со статьей 223 УК РК, запрещено заниматься туристическим бизнесом. Впрочем, сама она утверждает: Фемида запретила ей возглавлять турфирмы в течение двух лет, а просто работать в них можно.
Мы побывали на новом месте работы нашей героини - в турфирме Four Seasons. Офис явно не ломится от клиентов, но, судя по всему, они все-таки есть. Интересно, что их ждет...

Александра АЛЁХОВА, alyokhova@time.kz, Алматы

Комментарий в тему

Рашида ШАЙКЕНОВА, президент Казахстанской туристской ассоциации:
Как избежать риска
- Я хорошо знаю историю с “Евро Тур Классик”. Кроме клиентов этой фирмы финансово пострадали еще несколько работавших с ней турагентов. К сожалению, на наш рынок туристских услуг нередко приходят люди, которые не способны просчитать свои риски, свои экономические возможности и в результате загоняют клиентов в тупик. Чтобы защитить потенциальных туристов от подобных ситуаций, могу дать им совет: если вы приходите в турфирму, где всего два стола, имейте в виду, что рискуете своими деньгами. Обращайте внимание на бренд компании, не ленитесь читать отзывы клиентов на интернет-форумах. Это, конечно, не панацея, но все-таки...

Поделиться
Класснуть