Алма МЕНЛИБАЕВА: У нас свободную женщину называют сукой
“Когда я смотрю на степь, она мне напоминает мое тело. Когда я смотрю на юрты, они напоминают мне мои груди. Я люблю кормить мужчин”, - так начинается видеоработа
Алмы МЕНЛИБАЕВОЙ. Художницы, которая живет за границей, но раз в год обязательно делает выставку на родине. Делает, не обращая внимания на реакцию, которую вызывает здесь ее персона.В “Молоке для ягнят” - так называется видеоарт, представленный на выставке современного искусства в Астане, - собраны документальные съемки разных женщин: от маленькой девочки до божества Умай, воспоминания о дедушке, который дошел в войну до Берлина и вернулся назад, в степь. Это размышление о том, что с уходящим поколением стирается и острота переживаний прошлого, поэтому мы снова и снова строим будущее.
- Вы выставляете работы в Алматы и Астане накануне Азиады. У вас нет ощущения, что в отличие от спорта искусство здесь никому не нужно? - Как раз сейчас в Казахстане искусство востребовано. Потому что появилась некая богатая прослойка людей, которая уже насытилась материальным. После пятой или десятой виллы неизбежно встает вопрос: “Это все, что я могу?”. Какая-то часть населения уже заработала столько, что ей не нужно выживать. Эти люди неизбежно начнут думать о том, как потратить деньги красиво. И по-настоящему искусство развивается не тогда, когда его поддерживает государство, а когда приходят частные деньги.
- В начале девяностых меценатство было довольно распространено, а сейчас бизнесмены словно выдохлись.
- Их вклад не оценили. В том числе и художники. Не должно быть такой позиции: “Я гениальный творец, а вы презренные деляги”. Все по-разному делают свой вклад в развитие общества: один - картинами, другой - деньгами, которые тоже надо уметь заработать. У каждого своя функция.
- Вы говорите очень хорошие, правильные вещи, но если забить в “Гугле” “Алма Менлибаева”, то вылезет масса страничек, где не обсуждают ваше творчество, а просто поливают вас грязью - и педофилка, и лесбиянка, позорящая нацию… Не обидно? - Это нормально, я не могу нравиться всем. Тем более что работаю с такой темой, как мамбетизм. А еще такая реакция бывает, наверное, оттого, что у меня есть серии с голыми тетками. Но даже если бы я была нетрадиционной ориентации, то что тут такого? В жизни все так изменчиво - была лесбиянкой, стала натуралкой... Кстати, такая реакция - это тоже проявление мамбетизма.
- Что такое мамбетизм?
- Необразованность, местечковость, отсутствие кругозора. В каждой стране есть свои мамбеты - и в России, и в Германии. Мамбеты всех стран своими якобы патриотическими рассуждениями провоцируют национализм и застой в экономике. Заболеть национализмом очень легко, чтобы увидеть, к чему это приводит, - посмотрите на последние события в России.
- Тогда почему не остаетесь здесь, на поле боя?
- Для меня мало одной страны, мне хочется быть услышанной и понятой разными людьми.
- Вы ощущаете себя настоящей казашкой?- Безусловно. Хотя, как и многие родившиеся в Советском Союзе, выросла, не зная, кто я. Мне казахи из аулов говорили: “Ты не казашка, ты не говоришь на родном языке”. Но я ведь и не русская. Сейчас могу сказать, что я современная казашка. У меня другой уровень кочевья - я езжу по всему миру. И меня удивляет, когда говорят: “На ее работах голые женщины, это не по-казахски”. А что такое по-казахски? Сейчас казашка водит машину, успела развестись, а родственники ей не помогают, потому что она живет так, как считает нужным, она непослушная. Вот это настоящая современная казашка. А женщина с картинки или певица, надевшая национальное платье и поющая сладкие песни, - это миф, обман. Современная женщина должна быть и матерью, и реализоваться в жизни, и построить карьеру. А когда она, делая все это, становится сильной, ее называют сукой и феминисткой. Так что я стопроцентная, свободная казашка, сука и феминистка, а не покорная восточная женщина.
- Когда женщина имеет свое мнение, мужчины выносят свой вердикт: у нее мало секса. Поэтому, мол, она и лезет на баррикады…
- Уверяю вас, у меня с этим полный порядок.
- В серии, которая представлена сейчас в алматинской галерее “Тенгри-Умай”, очень крутой замес Востока - архитектура Туркестана, уйгурские тюбетейки, казахский костюм, хан-атлас и войлочные верблюжата. Не слишком пестро?
- Я не говорю о казахском, я говорю о казахстанском. Потому что это интереснее. Мы - это бесконечный симбиоз разных людей, культур, религий. Не надо себя обеднять, мы больше, чем сами о себе думаем. Люди, которые разделяют Казахстан и остальной мир, толкуют о казахском, а не казахстанском, лицемерят и пытаются обдурить себя и других.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА и из архива Алмы МЕНЛИБАЕВОЙ
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

