Туда-сюда-обратно
В конце минувшего года президент подписал поправки в законодательство, которые предусматривают передачу из Минюста в МВД функций по документированию населения.Отметим, что для полицейских это дело знакомое. До 1 января 2005 года обеспечением казахстанцев документами занималось именно МВД.
По постановлению правительства № 1 от 5 января 2007-го в стране были созданы центры обслуживания населения, которые находились в подчинении Минюста всего три года. Затем 15 января 2010-го все тот же Кабмин своим распоряжением передал ЦОНы в ведение акиматов.
А на прошлой неделе, 17 января, на коллегии в Минюсте премьер-министр Карим МАСИМОВ констатировал: передача ЦОНов из рук в руки негативно сказалась на их работе. Поэтому правительство в ближайшее время намерено вернуть центры обратно в подчинение Минюсту.
Что бы все это значило? Вот что об этом думают наши эксперты.
Канат БЕРЕНТАЕВ, замдиректора Центра анализа общественных проблем: Так и до паралича недолго
- Сложно сказать, какое из ведомств занималось документированием лучше, поскольку люди не каждый день меняют документы, а работа в этой сфере постепенно совершенствуется. Но, на мой взгляд, очередная передача функций документирования в МВД из Минюста чревата тем, что работа может быть парализована на пару-тройку недель. Именно так произошло с медвытрезвителями, которые были переданы из МВД в подчинение Минздраву: в новогодние праздники на некоторое время они оказались бесхозными в связи с тем, что МВД от них уже отказалось, а Министерство здравоохранения еще не приняло на баланс.
Вся эта эпопея с кочеванием госуслуг из одного ведомства в другое напоминает мне перетягивание одеяла на себя: каждое министерство хочет захватить себе побольше владений и влияния. Не проще было бы реализовать задумку начала 90-х - создать единый централизованный реестр (так называемое досье на каждого гражданина), чтобы каждый госорган имел к нему доступ? Это поможет не только сократить число документов на руках у населения, но и упростить работу с ними.
Жемис ТУРМАГАМБЕТОВА, исполнительный директор общественного фонда “Хартия за права человека”:Давайте без ажиотажа!
- Я меняла документы и в МВД, и в Минюсте. Несмотря на то что полицейское ведомство я недолюбливаю, при них в документировании населения порядка было больше, хотя, на мой взгляд, обеспечением населения документами должно заниматься гражданское ведомство. А когда появились ЦОНы, в стране возникли новые проблемы: искусственно создаваемые очереди, затягивание времени изготовления документов. Думаю, прошлогодний ажиотаж в ЦОНах, которые не справлялись со своими функциями, и стал причиной передачи их от акиматов Минюсту.
Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана:А вы, друзья, как ни садитесь...
- Ситуация напоминает мне басню Крылова “Квартет”: многострадальным документированием населения кто бы у нас ни занимался, результат один - полный непрофессионализм. Согласитесь, если специалисты ЦОНов получают смешную зарплату и не в состоянии внятно проконсультировать человека, тут разве в подчиненности ЦОНов дело? А еще представьте себе, что в связи с переходом документирования в МВД начнутся кадровые перестановки вплоть до низшего звена, как это у нас часто бывает, так люди и вовсе будут вынуждены годами ждать несчастных документов. В стране отсутствует преемственность: с приходом в любую структуру нового начальника начинается хаос, текучесть персонала, теряются документы. А заложниками этих пертурбаций становятся простые люди.
На мой взгляд, ситуация с документированием - передел сферы влияния между первыми руководителями ведомств. Было бы неплохо, если бы они при этом задуманное доводили до ума, а не просто меняли коней на переправе.
Рамазан САРПЕКОВ, депутат мажилиса:“Одно окно” - здравая идея
- Когда в 2007 году в стране создавались ЦОНы, я, работая первым заместителем председателя комитета регистрационной службы Минюста, лично руководил процессом подготовки нормативно-правовой и материально-технической базы. Документирование населения по принципу “одного окна” значительно упростило жизнь населению, ведь теперь не нужно было выстаивать несколько многочасовых очередей за разными справками в разные кабинеты, как это было при МВД. Я считаю создание ЦОНов позитивным сдвигом в сфере оказания государственных услуг.
Во всем мире документированием населения занимаются гражданские, а не полицейские ведомства. Однако когда в 2005 году эта функция перешла к Министерству юстиции, оно стало заниматься лишь изготовлением документов, а база данных населения была поделена на две части: например, адресные бюро по сей день работают при МВД. Видимо, в правительстве посчитали нужным сосредоточить сведения о населении в одном госоргане, потому и были приняты поправки по передаче функций документирования населения в МВД. Как это будет работать - покажет время.
Сергей УТКИН, юрист:Ошибку признали. Не наделать бы новых…
- Все эти бесконечные ротации, как мне кажется, - признание правительством ошибочного решения, принятого шесть лет назад, когда документами стало заниматься Министерство юстиции. В прошлом году ситуация в ЦОНах накалилась до предела: люди были вынуждены в пять утра занимать очередь, чтобы сдать документы на обмен удостоверения личности. Это разве говорит о качестве госуслуг?
Народу на самом деле до фени, какое министерство будет отвечать за изготовление документов. Главное, чтобы элементарные вещи в XXI веке не происходили в условиях средневековой дикости: хамства, вымогательства и вопиющего безразличия. А теперь начнется реорганизация, станут меняться начальники, за ними - рядовые исполнители... Как бы боком вся эта катавасия не вышла.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

