6769

Музей отца и сына

Музей отца и сынаНовый год Даулет ШОКПАРОВ (на снимке) встречал в музее. Вместе с домочадцами он накрыл стол в одном из залов и поднял бокал шампанского за мечту, которая стала реальностью. Для Даулета музей в поселке Акчи Алматинской области - дело всей жизни и второй дом, в котором он проводит почти все свое время.

Даулет с радостью встретил нас у входа и показал свой небольшой музей. Здесь все так, как он задумал. Уютные светлые залы, экспонаты, выставленные в строго определенном порядке. Десять лет он потратил на то, чтобы осуществить свою мечту. Трудился вместе с отцом Даркембаем, известным на весь Казахстан ремесленником, всю жизнь собиравшим старинные вещи - предметы казахского быта, музыкальные инструменты, оружие и доспехи. Набралось больше трех тысяч экспонатов, тогда и появилась идея создать музей и показать все эти редкости людям. Но оказалось, все не так просто.
- Сначала делали все вместе с отцом, - рассказывает Даулет, - но четыре года назад он умер. Тогда я решил во что бы то ни стало завершить начатое им дело. Порой руки опускались: денег-то было не так много. Я, как и отец, ремесленник, занимаюсь прикладным искусством и преподаю в академии. Доходы скромные. А на строительство музея уходило немало средств.
Семья Даулета не роптала. Жили прямо в музее - в заброшенном здании в Акчи. Комнаты, забитые экспонатами, а по соседству - спальня и кухня. Рядом мастерская, в которой Даулет зарабатывал на строительство музея. Но денег катастрофически не хватало.
- Я обращался во многие инстанции, просил помочь мне в строительстве, но так ничего и не дождался, - вспоминает Даулет. - Однажды мимо нашего дома проезжали чиновники из областного акимата, они слышали о том, что я строю музей. Зашли в гости, я воспользовался случаем - попросил деньги на музей. Они пообещали помочь и уехали.

После того случая прошел почти год. Даулет сначала ждал, а потом надежда угасла. Но вдруг в декабре - как раз под Новый год - ему позвонили из акимата Алматинской области. Оказалось, что там о его просьбе не забыли.
- Мне предложили продать музей государству, - говорит Даулет. - Я долго раздумывал, советовался с родными. Мы решили, что так будет лучше. Неизвестно, смог бы я достроить всё в одиночку...
Дом и участок земли, где сейчас стоит музей, у Даулета выкупили, а все экспонаты он передал государству в дар. Решил, что его отец, будь он жив, поступил бы так же.
- Раньше только мы могли увидеть работы и коллекцию отца, а сейчас на них могут полюбоваться все желающие. Ни разу я не пожалел о своем решении, - убежденно говорит он.
Сейчас Даулет - директор музея, живет в доме по соседству.
- Почти все время провожу в музее, - говорит мужчина. - Даже сам его охраняю, специального человека у нас пока нет. И постоянно думаю о том, что еще можно сделать. Нужно привлекать посетителей. Но как? Привидений в нашем музее нет. Иначе народ повалил бы. А обманывать, чтобы завлечь зевак, не хочу.

Музей отца и сынаШокпаров продолжает дело отца, пытается пополнить музейные хранилища. Здесь и без того немало вещей, которые еще не выставлялись в залах, но он все равно ищет новые экспонаты.
- Сейчас трудно разыскать что-то интересное, - сетует Даулет. - Редко встретишь людей, которые с трепетом относятся к старым вещам. Мне для одного из залов нужны были казахские корпешки. Так пришлось заказывать их у оралманов из Монголии: наши женщины их теперь не шьют. Иногда люди сами приносят какие-то старые, уже не нужные им вещи. Я принимаю с благодарностью. Недавно проходил мимо одного дома, смотрю, во дворе валяется ребристая доска-валёк - при помощи которой в русских деревнях раньше стирали белье. Хозяин дома отдал мне ее. Но найти что-то по-настоящему ценное пока не удалось.
Некоторые экспонаты Даулет мастерит сам. Восстанавливает древние доспехи, предметы быта и женские украшения. Он мечтал о том, что возле музея появятся мастерские, в которых будут работать ремесленники. Звал сюда своих друзей и учеников, но никто не захотел ехать в село. Однако Даулет не отчаивается. У него созрел новый проект.
- Летом поставлю во дворе юрту, - делится он планами. - Полностью воссоздам быт наших предков. Может, хоть это заинтересует людей...
Даулет часто вспоминает отца. Очень хочет увидеть его во сне - поговорить, спросить совета. Но отец к нему не приходит.
- Наверное, я все правильно делаю, - рассуждает Даулет. - Это меня и успокаивает.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область
Поделиться
Класснуть