6515

Сумерки в стране собак

Сумерки в стране собакХудожник Валерий ПОПОВ (на снимке) отважился на первую персональную выставку “Страна собак. Сумерки”. Он долгое время не писал “для себя” - творчества хватало на работе. Но в 2010-м из него словно вырвалась стая людей с собачьими головами.

Живописцы не умеют и не любят объяснять, что писали и что подразумевали. Для этого существуют искусствоведы и кураторы. Так и Валерий - показал свои картины, не рассчитывая на бурную реакцию. Но россияне, увидев картины в Интернете, пишут: “Как точно вы написали про нас…”. Знакомые на вернисаже цокали языками: “Мы и не догадывались, что у тебя внутри творится…”.
Автор удивляется: лаконичные краски, минимум объема, никакого сюжета, но все это оказалось про нас. Все существа на картинах имеют человеческое тело и собачьи головы. Никаких лишних деталей - ни одежды, ни жилищ. Только мрачный горизонт.
Валерий мечтал стать художником. Долгое время безуспешно пытался поступить в московские и ленинградские художественные вузы. В итоге, чтобы не попасть в армию, приткнулся в институт инженеров железнодорожного транспорта. Диплом художника все-таки получил и спустя четыре года пошел работать по специальности - педагогом в художественную школу.
- С детьми я занимался семь лет, и мне это нравилось. Еще десять лет преподавал в школе при церкви.

- Как вы попали в церковь?
- Тогда в 90-х годах все рухнуло, и люди судорожно искали точку опоры. Кто-то кинулся делать деньги, другой стал пить, третий пошел в церковь. Правда, большинство людей приходят в храм формально, не в обиду им будет сказано. Очень точное слово - прихожане. Они ходят в церковь десятилетиями, ничего не меняя в своей жизни. Разве что начинают тянуть в религию окружающих людей. Я же там был и душой, и сердцем, и помыслами. Я перелопатил роскошную библиотеку Никольского собора. Церковь сравнивают с духовной лечебницей. Но если церковь - лечебница, то нельзя там вечно пребывать.

Уйдя из церкви он не знал, куда пойдет и чем будет зарабатывать. Принципиально и важно было уйти. Потом попал в типографию к знакомому, освоил компьютер. Первые пять лет свободной жизни было тяжело. Удивляла только зарплата. Оказалось, что педагог, художник может быть кормильцем семьи.

- Теперь не жалко, что столько лет занимались педагогикой, а не творчеством?
- Я очень многому научился у детей. Например, бесстрашию. Педагогу хорошо заметна эта черта - до семи лет, пока не пойдут в школу, дети очень свободные, они легко выражают себя. А после семи бесстрашие уходит. А ведь дети рисуют здорово. Не зря же Репин молился, чтобы рисовать, как ребенок. Я считаю, что тому научился.

- Кто на ваших картинах - люди или собаки?
- Художник, даже рисуя пейзаж, всегда изображает человека. Мы всегда сравниваем себя с другими, думаем о себе, изучаем себя. Наверное, мне надо было накопить все это в себе, чтобы нарисовать. Вот чего мне точно никогда не хотелось - так это облаять кого-то.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz
Поделиться
Класснуть