7723

Закон кривого действия

В ноябре этого года был издан Указ президента о сокращении численности госслужащих. Судей не ознакомили с указом, предоставили только его ксерокопию без номера, без даты и подписи президента. На ксерокопии от руки дописано: “в том числе судьи областного суда и судьи местных судов”. Полагаю, что это идет вразрез с Конституционным законом РК № 132 “О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан”, потому что в нем не предусмотрен пункт о сокращении численности штата, оговорено только упразднение суда (п.8 ст. 34). Конституционным законом прямого действия предусмотрен особый порядок назначения судьи и особый порядок освобождения судьи от должности. Никакими другими актами делать этого нельзя - это будет противозаконно.

В законе о судебной системе и статусе судей сказано:
“Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе.
Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим конституционным законом”.
Этим законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для освобождения от должности судьи.
Приведу статью 34 данного закона в полном объеме:
“Основания прекращения полномочий судьи:
1) уход судьи в отставку;
1-1) освобождение от должности судьи по собственному желанию;
2) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей в соответствии с медицинским заключением;
3) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
4) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи;
5) прекращение гражданства Республики Казахстан;
6) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
7) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу;
8) упразднение суда или истечение срока полномочий, если председатель суда, председатель судебной коллегии или судья не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
9) заключение судебного жюри;
10) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
Предельный возраст пребывания в должности судьи - 65 лет - в исключительных случаях может быть продлен председателем Верховного суда с согласия Высшего судебного совета не более чем на пять лет”.
Я процитировала некоторые требования конституционного закона. А что же получается на практике?
Сегодня в основном вынуждают писать заявления об отставке судей, достигших пенсионного (58 лет), но не предельного (65 лет) возраста. Такая практика - прямое нарушение прав судей, гарантированных Конституционным законом Республики Казахстан. Естественно, никто из освобожденных судей не пойдет в суд с иском о восстановлении на должность, потому что против такой судебной системы судья бессилен.
Хочется сказать: объективность законов в том и состоит, что если не считаться с ними, то они рано или поздно, прямо или косвенно покарают нарушителя, заставив признать свою правоту.
Впрочем, думаю, что это будет не скоро…

Насль ИСЕНОВА, судья Северо-Казахстанского областного суда в отставке
Поделиться
Класснуть