Камерный конфликт
В Петропавловске сотрудник изолятора временного содержания (ИВС) обвинил своего начальника в избиении задержанных. Заявление об особенностях его поведения он написал в управление собственной безопасности ДВД Северо-Казахстанской области в минувшем ноябре. А 1 декабря решением дисциплинарной комиссии областного департамента внутренних дел
“жалобщик и стукач” был освобожден от должности
“за создание конфликтной ситуации”.Изолятор временного содержания является, по сути, маленькой тюрьмой, находящейся в ведении МВД, в которую на трое суток помещают подозреваемых в совершении преступления граждан. После этого срока человек либо выходит на свободу, либо отправляется в следственный изолятор. Но в обоих случаях он уже выпадает из сферы безраздельной власти полицейских. На свободе опер или следователь уже не может в любое удобное для него время просто так прийти к гражданину и начать склонять его всеми способами к признательным показаниям. В следственном изоляторе (СИ) возможности полицейских тоже весьма ограниченны, так как это заведение находится в ведении комитета уголовно-исполнительной системы, а в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не особенно ходят.
Именно поэтому во время содержания в ИВС полицейские работают с задержанными не покладая рук, пользуясь моментом. А сотрудники изолятора им всемерно помогают. На этой почве и начался конфликт постового ИВС старшего сержанта Нурлана ИСАБЕКОВА (на снимке) с начальником ИВС УВД Петропавловска старшим лейтенантом Асхатом АКЫЛБЕКОВЫМ. Слишком уж, по словам сержанта, новый руководитель оказался скор на руку:
- Он раньше был заместителем начальника по оперативной части, раскрывал преступления в условиях изолятора. Начальником Акылбеков стал в марте этого года, но привычек опера не бросил. У нас и при прежнем руководстве всякое бывало, но этот особенно рукоприкладством злоупотреблял. Я много раз говорил, что не надо так делать, но в результате только испортил отношения.
Нурлан Исабеков рассказал и о том, как работали в ИВС с бывшим гаишником Олегом НАКОНЕЧНЫМ, которого склоняли признаться в убийстве своего родственника (см. “Дознание”, “Родственная зачистка”, “Время” от 16.9 и 13.10.2010 г.). Напомним, Наконечный жаловался тогда, что его двое суток незаконно удерживали в здании ОВД, избивали, а потом в течение 10 суток в ИВС и СИ-18 не допускали к нему адвоката. По словам Исабекова, гаишнику невероятно повезло:
- Пока он у нас находился, его тоже постоянно в кабинет Акылбекова дергали, работали с ним без всякого адвоката. Если бы не свидетели и фотографии, то кто знает, может, он уже и на зону отправился бы. Но особенный конфликт с начальником у меня произошел из-за задержанного Сергея ЖУКАУСКАСА. Это уже после Наконечного было. Он тогда вышел от Акылбекова весь белый, натурально слезами умывался и так жаловался на избиение, что мне его даже успокаивать пришлось. Многих бьют, но при этом запугивают, что если будут жаловаться, то потом на зоне им устроят веселую жизнь. И они молчат. А Жукаускаса через трое суток выпустили, и он написал заявление в управление собственной безопасности на Акылбекова. Вот только нас с напарником по этому делу почему-то не опрашивали тогда, подтверждений не нашли и в возбуждении уголовного дела отказали. А сейчас я сам в УСБ обратился. Написал об избиении этого человека и старший сержант Руслан КАСКЕНОВ.
Старший сержант Исабеков не похож на беззаветного защитника прав задержанных, готового, не щадя живота своего, рубить начальству в глаза правду-матку. Он объясняет свою позицию весьма прагматично:
- Я работаю постовым в ИВС, то есть в коридоре хожу мимо дверей камер и слежу, чтобы ничего не случилось. А задержанные после “бесед” у Акылбекова выходят в таком моральном состоянии, что кто-нибудь из них запросто потом в камере повеситься может! Я знаю, о чем говорю. Я за 8 лет работы троих таких спас, в петлю голову засунувших. А если кто-нибудь все же умудрится в мое дежурство суицид совершить, то меня же и посадят или, в лучшем случае, с работы выгонят. А у меня семья, трое детей, мне их кормить надо.
Но как бы у сержанта ни складывались отношения с начальником, в УСБ он пошел только после того, как старлей, по его словам, и на него руку поднял:
- Конфликт с руководством в результате привел к тому, что нас с напарником отправили патрулировать улицы. 12 дней я без перерыва ходил в патруль, а 20 ноября мне пообещали выходной. Но в этот день Акылбеков меня вызвал на службу и приказал снова в патруль заступать. Как же так, говорю, выходной же обещали?! А он в ответ: “Ты здесь будешь делать то, что я скажу, поспорь мне еще!”. Кулаком на меня замахнулся, а я не выдержал и за китель его на груди схватил, о чем он в рапорте и написал. К кому я только потом ни обращался, никто меня и слушать не хотел. Ты что, говорят, совсем обнаглел, распоясался, на начальника руку поднимаешь?! А когда я обратился в УСБ, меня вызвал замначальника по кадрам ДВД Мурат КОШЕКОВ, прессовал долго, стукачом обзывал. И 1 декабря на заседании дисциплинарной комиссии было рекомендовано освободить меня от занимаемой должности. Формально за конфликт с начальством, но на самом деле всем в ИВС дали понять, что лишний раз рот раскрывать не надо.
Нурлан Исабеков рассказал, что на дисциплинарной комиссии было оказано серьезное давление на дежурного по ИВС старшего лейтенанта Руслана МОЛДАХМЕТОВА и дежурного по спецприемнику старшего сержанта Вячеслава ШИРШИКОВА, чтобы они дали против него показания. Оба отказались. В результате первый получил неполное служебное соответствие, а второй отделался выговором.
P.S. Начальник пресс-службы ДВД области Спартак КАБДЕНОВ на запрос о сложившейся ситуации ответил, что решением дисциплинарной комиссии старший лейтенант Асхат Акылбеков также был освобожден от занимаемой должности за создание конфликтной ситуации. “В связи с поступлением заявления Н. Исабекова и вновь открывшимися обстоятельствами материалы по заявлению Жукаускаса были истребованы из архива, - сообщает глава пресс-службы. - В прокуратуру г. Петропавловска направлено ходатайство об отмене постановления об отказе возбуждения уголовного дела по заявлению Жукаускаса для проведения дополнительной, объективной и всесторонней проверки с последующим принятием процессуального решения”. Между тем еще один бывший задержанный, Эдуард ДЕМЬЯНОВ, выйдя из ИВС, 29 ноября также написал в УСБ заявление об избиении его Асхатом Акылбековым.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск, тел. 8-7772588479, e-mail: mukomol@mail.kz
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

