7635

Бунт против режима

Бунт против режимаВ конце минувшей недели в Костанае 33 пациента Костанайского облнаркодиспансера объявили голодовку в знак протеста против слишком жестокого, по их мнению, режима в учреждении. В ситуации разбирались прокуроры и правозащитники.

Главные события разворачивались на третьем этаже стационара - там, где лежат на принудительном лечении наркозависимые. Они выдвинули ультимативные требования в адрес главврача Владимира МИХАЙЛЕНКО и сообщили, что голодовка будет длиться до тех пор, пока не вмешается прокуратура.
Пациенты добивались постоянной телефонной связи с родственниками, возможности вести бесцензурную переписку, права выходить на перекур без сопровождения охраны, снятия запрета на передачу от родственников некоторых продуктов, длительных свиданий, появления вешалок в палатах для верхней одежды и покупки теннисного стола.
- Проблема не в отсутствии спортивного инвентаря - кстати, он уже куплен, - говорит главврач В. Михайленко. - На самом деле все, что сейчас происходит, это есть “последний и решительный бой” наркоманов за установление собственного режима в учреждении. Их цель - сломать дисциплину и правила, не дать нам навести здесь порядок.
И.о. заместителя главврача Есентемир АБДИКАРИМОВ дает более жесткое объяснение:
- Почти весь этот год, с февраля по сентябрь, стационар представлял собой фактически наркопритон. Контролировать поведение пациентов было, по сути, некому - одна за другой сменились пять охранных фирм, обслуживающих диспансер. Сейчас, когда в учреждении вновь введены предусмотренные законом порядки, а больные лишились допинга, - начались проблемы.

Бунт против режимаЗдесь считают, что пациенты диспансера почуяли свою силу после суда над тремя охранниками, которые попались на систематическом избиении наркоманов (см. “Диспансер строгого режима”, “Время” от 29.7.2010 г.). Кстати, тот громкий скандал до сих пор не утих. Прокуратура готовится предать суду еще нескольких бывших охранников. Свидетелями на процессах выступали и еще выступят все те же пациенты, которые сейчас подписали заявление о голодовке. Сотрудники диспансера уверены: прецедент с судом над представителями секьюрити наркоманы используют как оружие.
- Чуть что - они сразу заявляют охранникам: напишем на вас в прокуратуру, - говорит В. Михайленко. - Сами своих изобьем, а вы не докажете своей невиновности и в тюрьму пойдете.
Летом сотрудники одной из охранных фирм, наслушавшись подобных угроз, сбежали с поста, в полном составе уехали, оставив врачей наедине с их пациентами…
Новый конфликт начался утром 25 ноября, когда трое наркоманок демонстративно не вышли на утреннюю перекличку. Упорнее прочих требования охраны игнорировала страдающая от героиновой зависимости Наталья МЕЛЕНКО, которая в итоге загремела в штрафной изолятор. По словам сотрудников отделения, друзья исхитрились передать ей конфеты, в одной из которых было спрятано лезвие. Наталья “вскрылась”, порезав вены на руках, кричала, несколько раз срывала повязку, наложенную на раны… Ее “группа поддержки” - пациенты мужского отделения - тут же начали акцию протеста. В подтверждение голодовки они опечатали холодильники и шкафы, в которых хранятся личные продукты. Столовую посещать отказались.
- По всем правилам в подобной ситуации нужно применить силу, - говорит В. Михайленко. - Буйных отправить в карцер, голодающих зафиксировать мягкими повязками и начать принудительное кормление. Но я прекрасно понимаю, что мне тут же предъявят претензии по поводу нарушения прав человека. Потому что без синяков в этом деле не обойдется. Пока хотя бы одного из этих бугаев привяжешь, он покусает и себя, и охранников. Посадим бузотеров в ШИЗО - все отделение “вскроется” в знак протеста. Это они уже нам пообещали…

... Первое, что удивляет в стационаре, - это отсутствие специфического запаха, свойственного закрытым заведениям подобного типа. Здесь хороший ремонт, новая мебель, пластиковые окна с тройными стеклопакетами… Ни дать ни взять элитный санаторий. Между прочим, напротив расположены корпуса областной психиатрической больницы, которая ничем подобным похвастать не может. На продуктовом складе наркоклиники холодильники забиты колбасами и сосисками, столы уставлены банками с натуральными соками. Суточное питание одного больного здесь обходится в целых 300 тенге; а в обычной костанайской больнице эта цифра в среднем втрое ниже.
- Один недавно пожаловался на плохое питание, - негодует В. Михайленко. - Я его спрашиваю: что не так? Он отвечает: а не по-домашнему! Да его ж сюда с помойки привезли, санитарок чуть не рвало, пока его очищали от грязи и вшей!
Сидящая в штрафном изоляторе Наталья Меленко протестует против унизительной, по ее мнению, процедуры утренней переклички.
- Мы называем это “общий продол”, - говорит она. - Все должны выйти из палат в коридор и выстроиться в одну линию. Это унизительно, я отказываюсь это делать.
В разговоре с правозащитниками голодающие перечислили свои требования, адресованные главврачу, однако отказались сообщить главную причину, по которой они устроили эту акцию.
- Мы скажем об этом только прокурорам, - заявил пациент Константин ХОЛОШЕНКО.
Впоследствии оказалось: они всего лишь хотели передать силовикам новую порцию заявлений в отношении сотрудников охраны. Как только это было сделано, вечером 26 ноября участники акции прекратили голодовку.
- Многие из них имеют по две-три судимости, - говорит главврач Михайленко. - Поэтому пытаются перенести сюда порядки с зоны: сломать наш режим, поставить “пахана”, которому бы все вокруг подчинялись, возобновить поставки наркотиков и алкоголя. Как это раньше делалось. Друзья и родственники сюда приносили, например, перемешанный с героином сахар-песок и апельсины, накачанные спиртом. Как только мы запретили эти продукты, начались протесты. Сегодня уже третья неделя как мы, установив новую охрану, полностью лишили их допинга. Происходящее сейчас - это наркоманская ломка. Но им сегодня очень трудно: в ответ на любое наше действие пациенты грозят сообщить прокурору…

Стас КИСЕЛЕВ,
stas_kiselev@rambler.ru , фото автора, Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай

НА СНИМКЕ: Наталья МЕЛЕНКО в штрафном изоляторе.
Поделиться
Класснуть