Нурлан ТУРЕХАНОВ, промышленный дизайнер: Пасти баранов - это не работа
Не успеет начаться зима, как сразу наступит
“Белая осень” - 3-4 декабря в Алматы пройдет дизайн-уик-энд, организованный студией
Нурлана ТУРЕХАНОВА (на снимке). На фестивале казахстанские мастера промышленного дизайна покажут все, что могут, хотя все - даже они сами - думают, что не могут ничего.Туреханов - крутой дизайнер. Его работы находятся в личной коллекции президента Франции Николя САРКОЗИ, а одна “алаайна” скоро пополнит коллекцию Центра Жоржа Помпиду (“алаайна” - это изображение, выкладываемое на поверхности маленькими зеркалами таким образом, что его становится видно только под определенным углом зрения).
Впрочем, пока все мысли Туреханова о том, под каким углом у нас смотрят на казахстанский дизайн.
-
Промдизайн - это все, что нас окружает и формирует среду обитания, - говорит Туреханов. -
Вещи, которые мы носим, видим, используем в быту: одежда, мебель, кружки, горшки, светильники... То есть предметный дизайн. Считается, что он у нас вообще не развит, и пока так оно и есть. Но основная причина не в том, что наши люди ничего не могут, а в том, что они привыкли считать свою страну “попой” географии. Мы все время оглядываемся на Запад. А пром-дизайн - такая штука, которую можно спокойно делать в Каскелене и греметь при этом на весь мир. Мы, например, начали размещать изображения своих разработок на собственном сайте и отправлять в разные дизайнерские журналы и на порталы. Уже получили три предложения от журналов Англии, Франции и Китая. Шведское профильное издание собирается сделать о нас статью.
Поэтому, в общем, и родилась идея созвать дизайнерский слет - это поможет популяризовать казахстанский промдизайн. Позвали производителей, дизайнеров со всего мира. Объявили открытый конкурс: кто хочет - принимайте участие. Правда, многие отказались, но будут люди из Москвы, поэтому фестиваль можно считать “мини-международным”. Если все пойдет нормально, сделаем форум ежегодным. Он вызвал большой интерес и у нас в стране, и в мире. Думаю, в следующем году к нам приедут и японцы, и корейцы, и европейцы.
- А сверхзадача какая?- Промдизайна у нас нет, потому что нет промышленности, испытывающей в нем потребность. Именно промышленность, как ни крути, определяет лицо страны. Культура Японии стала всем интересна, потому что они завалили мир электроникой с тавром made in Japan. Наоборот не бывает. И Казахстану, чтобы прозвучать, нужны не пиар-акции и саммиты, а собственное производство - казахского сыра, казахских часов, казахских батарей отопления и т. д.
- Ну а сейчас Алматы, например, что представляет собой с точки зрения дизайна?- Примерно как с точки зрения парикмахера - нестриженный город. Нет идей в башке. Хотя по сравнению с тем, что было 10 лет назад, мы, конечно, двигаемся.
Какое-то время мы анализировали ситуацию, в которой находимся. Изучили быт, культуру, искусство Азии и Европы - все, начиная от привычек людей и заканчивая их одеждой и музыкой. Ну, как смогли, естественно. И пришли к выводу, что находимся между восточной философией обожествления медитации, духовного, особого отношения ко времени и прагматикой Запада. Мы можем брать все лучшее: если на Западе спешат, а на Востоке опаздывают, то почему бы нам не идти вовремя? Если это прочувствовать и использовать как базис для культурных надстроек, то уже появляется какая-то почва под ногами.
Пока мы все копируем - и из-за этого обречены быть вечно вторыми. А если утвердить собственное видение жизни, можно стать лучшими на своем поле.
- Есть тут одна проблема. Пока мы лучше знаем римское право и свод самурайских законов, нежели жизненные принципы предков. А как улучшать показатели в беге, постоянно занимаясь шахматами?- Я думаю, все понятно: через образ жизни, который исторически вел казах. Он же по большому счету и не работал никогда. Потому что пасти баранов - это не работа, а часть жизненного уклада. Как застилание постели или приготовление еды. Захотел - сел на коня, ускакал куда подальше. Или взял домбру, поиграл для души. То есть жизнь здесь и сейчас.
Мне кажется, мы излишне подвержены влиянию евроцентристской модели во всем. Любые свои подвижки пытаемся уложить в прокрустово ложе западных ценностей. Возьми даже 1000-летие Алматы. Это натягивание европейского пиджака развития цивилизации на туловище номадизма. Ну если наши предки кочевали и не строили городов - они им просто не были нужны! - зачем сейчас пытаться доказать обратное? Китайцы всегда ели палочками и будут есть, они же не утверждают, что еще в X веке до нашей эры изобрели ложку. Мы сможем быть сильны только тем, чем уникальны.
- Странно, что среди участников нет дизайнеров одежды, ведь отечественные модельеры регулярно “взрывают” недели всякой моды за рубежом.
- Дизайнеры одежды не проходят фейсконтроль. Не буду называть имен, но все наши так называемые статусные модельеры вообще не имеют понятия о том, что такое дизайн.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из личного архива Нурлана ТУРЕХАНОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

