9275

Умер-шмумер - лишь бы был здоров

Умер-шмумер - лишь бы был здоров Уже несколько месяцев находится под стражей Болатбек ЕСЕНБАЕВ (на снимке), владелец Илийского картонно-бумажного комбината (ИКБК). Напомним, что финансовая полиция предъявила ему обвинение в хищении кредитных средств Банка развития Казахстана (БРК) в размере 57,6 миллиона долларов США, а также 893 миллионов тенге из Инвестиционного фонда Казахстана. Сейчас он знакомится с материалами дела и вскоре предстанет перед судом.
Комбинат находится в залоге, судебных исполнителей одолевают кредиторы с выигранными исками. Будущее предприятия более чем туманно...

- Банком развития в настоящее время принимаются все меры по надлежащему исполнению заемщиком - ИКБК - принятых на себя обязательств, в соответствии с заключенными договорами в рамках реализации инвестиционного проекта, - уверяет руководитель пресс-службы БРК Мурат НУРБАЕВ.

- По некоторым данным, в настоящее время ИКБК руководит ставленник Есенбаева. Существует ли опасность, что ликвидные активы предприятия будут распроданы, а средства выведены?

- Документы, подтверждающие внесение изменений в состав исполнительного органа согласно требованиям договора банковского займа в порядке, определенном законодательством, в банк от ИКБК не представлены. Вместе с тем АО ИКБК письменно известило нас о том, что обязанности генерального директора ИКБК осуществляет АГЗАМБАЕВ Оспан Агзамбаевич. В соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РК на имущество (Есенбаева. - Ред.) наложен арест в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.

- БРК объявил дефолт по кредитам, выданным ИКБК. Каким образом взыскиваются долги с этого предприятия?

- В частности, предъявлены иски о судебной реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством.

Это наиболее содержательная часть ответов на вопросы, поставленные редакцией перед банком. К сожалению, ответ пресс-службы мало проясняет ситуацию. Проблемы этого предприятия, в который были инвестированы десятки миллионов долларов из государственного института развития, известны давно, и нам не совсем понятно, почему в ответе из БРК нет конкретики. В частности, неясно, каким образом предприятием, большая часть которого находится в залоге, управляет человек, кандидатура которого не была даже согласована с банком. Агзамбаев, о котором говорит М. Нурбаев, - бывший охранник. Без особого риска ошибиться можно предположить, что он будет продолжать политику своего босса, ожидающего суда.

По идее, банк - как сторона заинтересованная - должен был прислать своего эмиссара или, по крайней мере, нанять хорошего специалиста, чтобы знать точно, что происходит на предприятии.
Да, арест имущества - это, конечно, правильная мера. Но комбинат - не амбар, на который можно повесить замок и опечатать... Ведь речь идет о том, как банк сможет вернуть деньги, вложенные в ИКБК.
Кстати, из ответа банка неясно, в какие именно суды поданы иски о судебной реализации имущества. Мы, представители редакции газеты “Время”, хотели бы попасть на этот процесс: историей ИКБК занимаемся уже более полутора лет, и нам как налогоплательщикам небезынтересно узнать, насколько эффективно распоряжаются средствами, предназначенными для индустриально-инновационного развития страны.
Как мы уже писали ранее, дорогостоящее оборудование, на которое было потрачено несколько десятков миллионов долларов, уже несколько лет ржавеет в контейнерах. Этот факт, кстати, был подтвержден сотрудниками финпола, проводившими проверку совместно с поставщиками оборудования. Есть серьезные основания полагать, а ответ из БРК только укрепляет это мнение, что дорогостоящее оборудование так и останется невостребованным и сгниет еще до того, как на него найдется новый хозяин.

Понятно, что сохранение действующего предприятия дает больше шансов на возврат денег, нежели его распродажа по кусочкам. Но о том, что банк попытается реанимировать предприятие, в ответе - ни слова.
Судя по тому, что БРК удовлетворился охранником в качестве директора ИКБК, банк мало заинтересован в этом проекте вообще и в возврате денег в частности. Мол, сколько обломится от судебной реализации - столько и возьмем, а остальное... наверное, просто спишут. В пользу этого предположения - сведения о том, что в банке даже не была создана комиссия, которая реально оценила бы стоимость оборудования и недостроенных объектов. В общем, ситуация - как в той присказке: умер-шмумер - лишь бы был здоров.

Марат АСИПОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть