9096

Ж…па есть, а слова нет

Ж…па есть, а слова нетКазахстанский художник Бахыт БАПИШЕВ (на снимке) открывает межгалактическую художественную академию. Межгалактический статус крайне необходим: когда инопланетные художники свалятся к нам на пленэр, их тут же примут в академики. А поговорить творческим людям будет о чем.

Как раз перед началом очередной революции в Киргизии Бахыт Бапишев провел в Бишкеке выставку и получил звание заслуженного деятеля искусств Киргизии. Такой чести он был удостоен за работу с молодыми художниками и серию семинаров. Когда у соседей заполыхало, Бапишев рванулся к ученикам, но границу перекрыли. Так что все новости он узнавал по телефону. Ребята взахлеб рассказывали, как кинулись на солдат с прутьями арматуры, как насобирали целую китайскую сумку милицейских фуражек и спецназовских касок. Для будущей инсталляции.
- С одной стороны, я радовался, что в ребятах так сильно творческое начало, - говорит Бахыт, расставляя на этюднике чашки и вазочки с печеньем. - Даже в такой ситуации они думают, как отобразить непростое время. С другой стороны, это же страшно, когда художники вместо кисти берут в руки арматуру.
Тут стоит сделать отступление. Бахыт пережил странную трансформацию. Если еще в 1984 году вопреки маразму застоя он нарисовал картину, кричащую об убогости жизни воспитанниц детского дома, и был первым художником-публицистом, то потом отказался от острых сюжетов и мягко свернул на безобидные композиции из камней. Затем и вовсе стал писать только исполненные лирикой пейзажи. Правда, изредка появлялись такие картины, как “Февральские казни” - на смерть Алтынбека САРСЕНБАЕВА, но это когда уже невозможно было молчать.
- Я не знал Сарсенбаева лично, просто он был мне глубоко симпатичен как человек, нравилась его позиция. Своей прямотой и честностью он напомнил мне Махамбета, служившего сборщиком налогов у хана и посмевшего сказать в лицо хозяину: “Ты не хан, ты змея с черной печенью”. За это ему отрубили голову и принесли хану со словами: “Смотри на своего обидчика”. Убийство Сарсенбаева задело меня своим цинизмом, нельзя так...

Ж…па есть, а слова нет- Почему же вы так редко беретесь за кисть как за оружие?
- В нынешнем казахстанском искусстве наступила какая-то менопауза. Мы переживаем климактерический период то ли перед полным угасанием детородных функций, то ли перед рождением новой волны. Хорошо помню подъем начала девяностых, но потом все перебурлили и в какой то момент потеряли энергетику. Я иногда ловлю себя на том, что ничем, кроме чтения книг, сейчас не хочется заниматься. Нет ни желаний, ни идей. Думаю, то же самое переживают и другие люди. Нас убивает безразличие - мы безразличны властям, друг другу, самим себе...

- Ваш брат живет в Москве, сестра - в Израиле. В семье - гремучая смесь кровей. Как у вас с национальным самосознанием тире патриотизмом?
- В Париже я купил открытку со словами, которые будут лучшим ответом на этот вопрос. Это такой типично французский взгляд: “Твой бог - еврей, твоя машина - японка, твоя пицца - итальянка, твой кус-кус - алжирец, демократия - гречанка, кофе - бразилец, часы - швейцарцы, рубашка - китаянка, радио - кореец, твой отпуск - турок, твои цифры - арабы, а буквы - латиняне. Так почему же ты говоришь соседу, что он грязный иностранец?”. В нашей семье мы живем с ощущением, что мир маленький, что все мы перемешаны и проникновение одной культуры в другую только обогащает. В любом случае надо просто хорошо делать свое дело и иметь свою гражданскую позицию. Например, я никогда не покупаю колу, потому что это американская продукция и на налоги с ее продаж Пентагон будет покупать бомбы и сбрасывать их на Афганистан, Ирак, Югославию. Если ты против войны, убийства, то не покупай их.

- В чем ваша позиция гражданская, кроме отказа от колы? Может, на выборы ходите, взяток не даете, налоги честно платите?
- Ужасно, что в этом коррумпированном обществе невозможно жить, не давая взяток. Я однажды катался из-за своей принципиальности по временному талону и сто раз пожалел, что не развел все на месте. Насчет налогов: я восемь лет учился и жил во Франции, там до сих пор много коллекционеров, покупающих мои работы. Так вот я больше всего счастлив, когда можно продать их за границей и там же заплатить налог. Я не чувствую себя чем-то обязанным этому государству, потому что не понимаю, куда уходят наши налоги. Когда у жены был инфаркт и она месяц лежала в больнице, мы платили за все, так как наша бесплатная медицина - это большой миф.

- Налоги идут еще и на содержание государственного аппарата - чиновников, парламента и т.д. Как же им жить без вашей трудовой копейки?
- Это грустно. Депутатами зачастую становятся не самые достойные. Если бы выборы действительно были честными, то эти кресла получили бы такие люди, как правозащитники Сергей Уткин, Арон Атабек, Евгений Жовтис. И они бы думали о нас, а не только о своем животе и благополучии семьи. С другой стороны, те правители, которых мы имеем, - это зеркало, в котором отражается наше безволие, наш страх сказать, иметь свое мнение.

- Вы говорите о серьезных вещах, а учреждаете шутовскую межгалактическую академию. Почему?
- Все надо доводить до гротеска. У нас сейчас любая лавочка называет себя академией. Так почему бы не сделать такую балдежную, веселую? Будем  дипломы давать, печать из картошки сделаем. Я назвал свою академию в честь нашего учителя физкультуры - Свадковского, которого до сих пор помнят все студенты художественного училища. А его реплики живут как цитаты: “В здоровом теле - здоровая композиция”, “Иди сюда, буду из тебя Ван Гога делать”.

- Интересно, что бы он сказал о вашей картине „Весна. Авитаминоз”, где в центре композиции фаллос?
- Она написана в конце восьмидесятых, а в те времена была такая модная фишка - все художники заявляли, что их картины не просто украшают интерьер, но еще и лечат. Причем многие даже выбирали специализацию - от головной боли, от сердца. В какой-то момент мне стало обидно - у всех лечат, а у меня нет. Вот тогда мы с искусствоведом Валерией ИБРАЕВОЙ сели, выпили и придумали, что мои картины будут лечить от нарушений менструального цикла. Так и заявили на открытии выставки. Вот только на следующий день пришла комиссия от Союза художников и потребовала экспозицию снять - плохо тогда относились к изображению гениталий. Прямо как в известном анекдоте про Вовочку насчет того, что ж...па есть, а слова нет.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть

Свежее