6457

Опека пуще неволи

Опека пуще неволиАлматинские прокуроры обвиняют акимат южной столицы в халатном отношении к самым обездоленным и беззащитным: по вине чиновников, говорят они, жертвами мошенников становятся инвалиды и душевнобольные, у которых отбирают дома и квартиры.
Совсем недавно по таким фактам прокуратура возбудила два уголовных дела, и, судя по всему, это только цветочки...

В 2008 году алматинка Ш. АШИКБАЕВА обратилась в комиссию по опеке и попечительству при акимате города (именно этот орган курирует соблюдение прав сотен обитателей Алматинского дома-интерната для инвалидов и психохроников (АДИИП) на улице Каблукова). Женщина пожаловалась: пока ее брат находится на лечении в психбольнице, квартиру, которой они владели совместно, затопило, и жить в ней теперь совершенно невозможно. Сердобольная сестра изъявила желание помочь находящемуся на излечении брату. Комиссия, возглавляемая замакима Бостандыкского района Саятом АГИБАЕВЫМ, разрешает Ашикбаевой продать квартиру и купить новую, закрепив долю во вновь приобретенной недвижимости за ее братом. Отслеживать этот процесс должен был акимат.
Опека пуще неволи- Прошло два года, но Ашикбаева, продав квартиру, новую так на него и не оформила! - рассказывает помощник прокурора Бостандыкского района Арман ДЖАКСАЛЫКОВ. - Выходит, при попустительстве чиновников два года больной человек был фактически бездомным. Если бы прокуратура это вовремя не проконтролировала - неизвестно, чем бы все закончилось... Мы возбудили уголовное дело в отношении Ашикбаевой. Буквально через день после этого она побежала оформлять на брата долю недвижимости. Да только поздно - суд неизбежен. Кроме того, прокуратура предъявляет претензии акимату.

На минувшей неделе мы уже рассказывали, как директор дома-интерната Азамат АХМАНОВ (ныне уже бывший) устроил из богоугодного заведения семейный бизнес. Его жена занималась продажей ювелирных украшений, племянница - жила в интернате, как дома, а сам г-н Ахманов щедро оплачивал похоронным фирмам... будущие погребения своих подопечных! При этом экс-директор куда-то девал подаренную благотворителями мебель и бытовую технику (см. “Их хоронили… авансом”, “Время” от 22.6.2010 г.). Вопрос о том, куда глядели комиссия по опеке и попечительству и управление занятости и социальных программ по Алматы, повис в воздухе…
- Чиновники управления занятости могли хотя бы время от времени выезжать на место, чтобы проверить тревожные сигналы из интерната (а таких оттуда поступает немало, в том числе и в нашу редакцию. - В. Б.), - сетует Арман Джаксалыков. - Могли бы узнать, как живется подопечным лечебницы, получают ли они пенсии, на кухню зайти. Но никакого контроля нет. Орган опеки дальше акимата фактически никуда не ходит. Никто из этой комиссии в интернате ни разу не был! Спросите у них, что с конкретным подопечным Пупкиным - они ничего не скажут. Хотя по закону опекуны дважды в год должны отчитываться перед органом опеки.

Так, как повезло инвалиду Ашикбаеву, которому прокуратура помогла восстановить права на квартиру, фартит далеко не всем. Решением акима Бостандыкского района от 16 ноября 2005 года алматинец Б. ДЖУСУПБЕКОВ был назначен опекуном над своим недееспособным братом О. ДЖУСУПБЕКОВЫМ. На квартиру инвалида комиссия по опеке наложила обременение. Вот только документы об этом так и не отправила в департамент юстиции. Воспользовавшись тем, что недвижимость не арестована, “сердобольный” братец поспособствовал тому, чтобы его недееспособный родственник в присутствии нотариуса (!) выдал доверенность на квартиру постороннему человеку. Тот, действуя по доверенности, продал недвижимость инвалида. Да не кому-нибудь, а его брату-опекуну, который тут же перепродал ее. Причем на добрых 8 миллионов тенге дороже, чем купил.
- Сделки между недееспособными и их опекунами запрещены, - говорит Арман Джаксалыков. - Дарение в этом случае тоже под запретом. После решения акима об опекунстве на квартиру инвалида должны были наложить арест, но комиссия по опеке этого не сделала. Теперь квартиру вернуть мы уже не можем: сейчас там живут добросовестные покупатели. На опекуна Б. Джусупбекова мы возбудили уголовное дело.
Два с половиной года назад, во время проверки АДИИП, прокуратура завела еще одно уголовное дело - на гражданку АБРАМОВУ, которая, будучи опекуном, продала квартиру своей подопечной. Через суд прокуроры добились отмены разрешения на опеку, но что теперь с квартирой инвалида - никто не знает.
Сколько еще подобных “сделок” прошло мимо прокуратуры - стражи закона не знают. Сейчас прокуроры выясняют: были ли члены комиссии по опеке заинтересованы в темных делишках опекунов. Однако в надзорном органе убеждены: до тех пор, пока эта комиссия вместо реальной работы занимается бумаготворчеством - издевательствам “опекунов” над их беззащитными подопечными не будет конца.

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее