... И будь что будет
Чтобы увидеть рисунки
Леонида ЯКОВЛЕВА, не надо идти в модную галерею или на алматинский Арбат - для этого нужно напроситься к нему домой. Там можно будет увидеть встречу Иисуса с инопланетянами, вариации на темы Фрейда, рыцарей с драконами, человека, откусившего свой собственный язык, и прочих симпатичных персонажей.
Леонид расставляет работы по периметру крохотной комнаты с богемным отсутствием обстановки. Сам садится на пол по-турецки. Он слегка нервничает и раскачивается, пытаясь объяснить, откуда берутся все эти странные герои. Объяснять - не его конек. Ему проще нарисовать. Причем используя только тонкие линии и минимум краски.
- Они живут во мне, - говорит Леонид, - просто сидят где-то внутри и в определенный момент выскакивают на бумагу. Я не могу их удержать и не знаю, смог бы существовать, если бы мне связали руки и не разрешали их рисовать.
- Лечиться не пробовали?
- Зачем? На самом деле это же весело. Хотя это не коммерческие работы, я рисую только для себя и собственного удовольствия, чтобы иногда показать друзьям или принять участие в какой-то акции. Конечно, я бы с удовольствием иллюстрировал книги, но такая возможность выпадает не часто.
Он не получил художественного образования. Принципиально. После окончания школы пришел в художественное училище, посмотрел работы педагогов, поговорил со студентами, погрузился в атмосферу учебного заведения и... не стал поступать. Предпочел получить брутальную, понятную родителям специальность электромонтера.
- Я никогда особенно не ощущал необходимости в специальном художественном образовании. Особенно когда увидел, что в училище готовят технарей, не слишком-то отличающихся от тех же электриков. Пропорции, рисование горшков на протяжении нескольких лет, изучение цветовой гаммы - все это не слишком интересовало меня. Заниматься творчеством, копаться в своем внутреннем мире можно и без посредничества преподавателей.
Понимание этого пришло в девяностых годах, которые Леониду до сих пор вспоминаются.
- Я скучаю по тем диким временам. Тогда жить было интереснее, лица людей на улице можно было читать как книгу. Сейчас мы все стали скучные, забитые заботами о сегодняшнем дне, даже какие-то агрессивные, хотя материально и стали жить лучше. Поэтому сейчас реальный мир меня не цепляет.
Рухнувший железный занавес открыл целое море эзотерической литературы. А работать можно было и электриком - какая разница, чем заниматься для зарабатывания денег? Сейчас у Леонида, правда, другая работа, о которой он вообще не хочет говорить, - свободный график, дающий кусок хлеба, и больше ничего достойного упоминания. А честолюбивых замыслов об особняке или хотя бы личном авто художник не лелеет. Говорит, что не видит в этом смысла.
- Почему все-таки вы не стали живописцем, если это такая сильная страсть?
- Я не вижу, как можно себя реализовать в живописи. Искусство вообще сейчас в кризисе, это касается и музыки, и живописи, и театра. Все известные формы исчерпаны, а чего-то нового я пока не вижу. Внимание к себе можно привлечь разве что эпатажем или действием, в которое вовлечены зрители.
- Но зато живописью можно зарабатывать - поставьте на поток юрты и пейзажи и живите безбедно!
- Дело в том, что меня совершенно не греет быть таким, как все, и я не ставлю перед собой цель зарабатывать на картинах. Для меня графика - это скорее иллюстрации или даже дневники моей жизни. С помощью этих работ я борюсь со своими страхами, фантазирую, создаю собственный мир.
- Не обидно, что никто не покупает работы?
- Да я просто не парюсь из-за этого - “делай что должен, и будь что будет”. Я даже не знаю, какую назначить цену за работу, если меня кто-то спросит об этом.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы,
тел. 259-71-99,
e-mail:
evdokimenko@time.kz

