Свобода жеста
В Алматы прошел фестиваль современного танца. Три года казахстанских танцоров поддерживал Фонд Сороса, а вот будут ли они нужны кому-то теперь - большой вопрос. Впрочем,
организатор фестиваля Флюра МУСИНА по-прежнему уверена, что современная хореография едва ли не самая свободная трибуна для высказываний.Сейчас век тотального интернета, и народ даже на концерты приходит подготовленный, уже почитавший о том, что он услышит. Поэтому искусство как форма ликбеза уже в прошлом.
- Первый раз я увидела современный танец в Москве, когда училась в ГИТИСе на балетоведа, - рассказывает Флюра. - И нашла в нем не корявость, а искренность. В нем жест не искажен размышлением, как это лучше сделать. Поэтому и трогает. Современный танец идет из языческого, сакрального обряда, и это не может быть некрасиво.
- Похоже, что наступило время, когда артистам важнее высказать свою точку зрения, а не поразить эстетством. Это дурное влияние свободы слова?
- Сейчас много разговоров о масскультуре, о том, что это некий духовный фастфуд, оболванивание зрителя. А я бы сказала, что никому не нужны нравоучения. Да и сами люди стали другими. Вот раньше садились за стол, пели хором, было хорошо. А сейчас все стали индивидуалистами, интереснее петь соло. Весь Интернет заполнен блогами, видеоартом, другими жанрами, люди самовыражаются: хотите - смотрите, хотите - нет. Современная хореография движется в этом же русле.
- Может быть, демократические принципы признаны и в искусстве?
- Конечно. Современный танец, как и актуальную живопись, охотно поддерживают международные фонды, поскольку это очень демократичная форма искусства. Ведь изначально балет и опера родились как придворные жанры, представление для элиты, порой с участием первых лиц государства, как это было при французском дворе. Отсюда элитарность и искусственность, ограниченный круг тем. На протяжении нескольких веков авторы боролись с этими минусами, но все равно в итоге получалось искусство для избранных. Так было до тех пор, пока демократия не стала восприниматься как главная ценность, затем изменилось и искусство.
- Может ли Азия удивить мир танцем?- Уже удивляет. Спектакль “Тамыр” сестер Габбасовых весь основан на казахских обрядах - ак жол, разрезание пут и т.д. Они его и задумали, когда были в разлуке друг с другом и с родиной. Я никогда не забуду бурную реакцию зрителей, когда “Тамыр” был показан во Франции, во дворе древнего собора. Все было понятно, хотя это был разговор о другой, неизвестной французам культуре. Мы ведь на самом деле не так сильно отличаемся друг от друга, просто к свободе самовыражения пришли чуть позже. Беда в том, что у нас пока слишком мало коллективов, работающих с современной хореографией, чтобы говорить о собственном, азиатском почерке. Мы должны дать прорасти всему, что только может здесь пробиться.
- Государство поддерживает современный танцевальный театр?
- К сожалению, нет. Это область экспериментов на свой страх и риск. В ней работают артисты, не мыслящие себя без той свободы, которую дает современная хореография. Хуже всего, что нам негде показывать свои наработки - во всей республике нет ни одной площадки, ни одного театра, который был бы приспособлен для современного театра танца. Ведь нам необходим камерный зал, оборудованный хорошим светом. Если зрителя и артиста разделяет большое пространство, то сразу возникает ощущение, что один сейчас что-то покажет, а второй, развалившись в кресле, посмотрит представление. Но даже не отвечающий этим требованиям зал мы не в силах арендовать. Один день в оперном театре стоит, к примеру, 10 тысяч долларов...
- Одним словом, никому не нужен современный танец...
- Это парадоксально, но нужен! Даже чиновники уже поняли, что оперной арией или “Жизелью” никого не удивишь. Последнее время на все дни культуры Казахстана в числе делегации ездят артисты, работающие именно в современной хореографии, поскольку интерес к современному искусству - это показатель светскости государства. Просто пока никто не догадывается, что лаборатория, в которой проходят эксперименты, должна хоть как-то поддерживаться.
- Но можно понять и обывателя, за счет которого и происходит государственное финансирование экспериментов. Он может сказать: “Зачем мне все эти дрыганья?”
- Все талантливое, интересное, что происходило в искусстве, никогда не шло на поводу у мнения масс. Если у российских или латиноамериканских сериалов запредельные рейтинги, это же не значит, что телевидение должно состоять только из них!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz , фото предоставлено Флюрой МУСИНОЙ и ГАББАСОВЫМИ
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

