6853

Назад, в подвалы!

Назад, в подвалы!В темноте подвала мерцали слайды - заборы, испещренные соответствующими словесами, темнолицые апашки в тюрбанах, Марк Дакаскос рядом с домброй, Роза Рымбаева, нарисованная на стекле духовки. Публика охнула, потом засмеялась - началось обсуждение работ Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ (недавно мы рассказывали о ее творчестве: см. “Казахи не уважают самих себя”, “Время” от 10.3.2010 г.) и Рашида НУРЕКЕЕВА и поиск национальной идеи в творчестве современных художников.

По формату это был настоящий андеграунд - полузакрытое собрание в подвале. Пароль не нужен, поскольку все и так знают друг друга в лицо. Впрочем, с таким же успехом можно было это устроить хоть в центральном парке - современные художники настолько не интересуют власть, что могут говорить все, что хотят и где хотят. Проект Preview для того и был задуман куратором Юлией СОРОКИНОЙ, чтобы хоть как-то задокументировать художественную жизнь Казахстана. Чтобы через десять лет полчища батыров в музеях дополняли хотя бы диски с виртуальными вернисажами и обсуждениями. Дискуссия получилась действительно горячей: кто мы - казахи или казахстанцы, нация или многонациональное сообщество и чем определяется принадлежность? Отправной точкой вечера стала серия работ Сауле I’m kazakh, которая уже вызвала многочисленные споры. Например, самый скандальный художник Казахстана Канат ИБРАГИМОВ назвал эту серию “Дефлорация казаховости”. Дополнил визуальный ряд вечера Рашид Нурекеев с клиповыми аппликациями на темы современной жизни, чем по-настоящему взорвал аудиторию. Если бы он не был представителем титульной нации, то, демонстрируя такие образы широкой публике, мог бы услышать главный аргумент “патриота”: “Не нравится? Ну и вали отсюда”. Рашид нарекает Бората казахстанским сантехником, одевает Человека-паука в чапан, и вся эта фантасмагория действительно отражает нас сегодняшних. Его стёб словно открыл шлюз, и все заговорили разом:
- Мы - говорит Бахыт БАПИШЕВ, - не можем камнями закидать наших баурсаков, как это сделали братья-киргизы. Поэтому мы должны хотя бы над ними смеяться, пусть смех будет нашим оружием и средством самообороны.
- Я за интернационализм, - откликается Елена ВОРОБЬЕВА. - Проблема самоидентификации - больной вопрос всех постсоветских стран. Как мне определять себя? Я родилась в Туркмении, живу в Казахстане, фамилия у меня русская - при попытке отнести себя к какой-то нации я захожу в тупик... Хотя сейчас возникает ситуация, когда надо определяться. Наверное, наша национальность - постсоветские люди.
- Этой проблемы, наверное, не будет у следующего поколения, - вступает в дискуссию Сауле. - Я смотрю на моих детей, их друзей. Независимо от национальности они переживают и позор страны, и ее радости. Они чувствуют себя казахстанцами и гордятся этим.
Назад, в подвалы!- Я уверен, что идею самоидентификации раскрутили политики исключительно для своей выгоды... - считатет Бахыт Бапишев. - В реальной жизни казахи идентифицируют себя с долларом или с евро. И если говорить о национальной идее, то побеждает серость и бешбармачность. А художники, способные говорить о проблемах сегодняшнего дня, возвращаются в андеграунд.

Они действительно ушли в глухое подполье. Хорошо известные по отдельности, но так и не ставшие брендом, единым блоком сильных казахстанских художников. Они хихикают над директором музея, назвавшим порнографией работы Алмы МЕНЛИБАЕВОЙ. Они ездят на престижное Венецианское биеннале, которое не представляет ни одно официальное лицо. Они показывают Казахстан, отличающийся от привычного лубка с батырами и конями. Они уже привыкли жить здесь, а высказываться и демонстрировать работы - там...
- Юля, - спрашиваю я куратора Сорокину, - самоидентификация и все, что связано с национальным вопросом, - не слишком ли больная тема?
Назад, в подвалы!- Больная или нет, она важна для представителей титульной нации, и для русских, живущих здесь, и для всех других этносов. Сейчас мы все пытаемся понять: есть ли разница между нами? нужно противопоставлять или объединять нас? Художники озабочены выработкой этой идентичности, в том числе и потому, что они презентуют страну, создают ее визуальный образ. Причем настоящий, а не открыточно-лубочный. Государственные структуры этого не понимают, как не понимают, что работать надо не по принципу кум-сват-брат-откат. Пейзажами с юртами и помпезными батырами мы формируем у Запада ожидаемый образ Востока. Образ дикости и экзотичности. Поддерживать художников, работающих в этом направлении, - значит превращать свой народ в тупиц, не способных воспринять ничего сверх этих открыток.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,
evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть