5943

Дудки - нам

Дудки - намКомпозитор ШИЛЬДЕБАЕВ (на снимке) - не Игорь, но тоже очень крутой. Его произведения входят в обязательную программу подготовки любого уважающего себя кобызиста и пианиста, а кюй “Қара кемер” вовсю исполняет знаменитый американский “Кронос-квартет”.
Сейчас маэстро решил полностью “перезагрузиться”: он начал работать в абсолютно новом жанре, определить который можно как отсутствие какого-либо жанра. В общем, музыковедам без работы скучать не придется.

Куат Шильдебаев - чрезвычайно разносторонний автор. Он пишет академическую музыку, сочиняет темы к кинофильмам, готовит эстрадные песни. Никакой сентиментальности: вы платите - Шильдебаев отвечает за качество. Может заново сочинить, а может достать ранее неисполнявшуюся вещь из огромных музыкальных запасников.
- Сейчас я работаю в новом жанре, но могу параллельно написать песню или музыку к фильму, если поступит заказ, - говорит Куат. - Все эти разговоры про вдохновение и творческие кризисы - чепуха. Мне семью кормить надо.

- Наш общий знакомый журналист Тимур НУСИМБЕКОВ, кстати, говорил, что в загадочной картине “Улжан” Фолькера ШЛЕНДОРФА единственное светлое пятно - ваша музыка.
- Я знаком с лентой. Это субъективный фильм режиссера, который увидел Казахстан своими глазами. Мне, например, некоторые моменты кажутся наивными, но Шлендорф открывал для себя нашу страну, и с точки зрения европейца, я думаю, там все нормально. Он очень бережно снял, без чернухи. Культурно так.

- Есть такая закономерность: иностранцам “Улжан” нравится, а казахстанцы, посмотрев картину, как минимум глухо раздражаются.
- Да, я слышал, что в Каннах фильм очень хорошо приняли. Просто мы же лучше знаем о том, что происходит в стране, и поэтому лента кому-то может показаться странной. Но я повторюсь: Шлендорф снимал с позиции человека, впервые увидевшего Казахстан.
К слову, за музыку к “Улжан” мне так и не заплатили. Я впервые работал с режиссером такой величины и не мог ожидать, что иностранный продюсер окажется пройдохой (с этим фильмом вообще очень темная история, и “Казах-
фильм”
, заказавший Шлендорфу работу, до сих пор не получил права на картину. - Т. Б.). Потом мне прислали извещение, что продюсерская компания обанкротилась.
Зато недавно я познакомился с французским режиссером Катрин ПЛЕКС. Я подарил ей свою музыку для фильма о яблоках, а она в благодарность за это ходатайствовала о включении меня в европейскую ассоциацию композиторов. Теперь они будут защищать мои права по всему миру.

- Судя по всему, начать следует с “Кронос-квартета”. Это, конечно, лестно, что они играют ваше произведение, но деньги заплатить они ведь забыли?
- Точно. Я вообще не мог понять, откуда они взяли ноты. Оказалось, что где-то в Филадельфии один кобызист записал мою музыку. Потом, видимо, они взяли запись и сделали аранжировку для квартета. И даже выпустили диск.
Думаю, теперь та организация, в которую я вступил, задаст им вопросы.
Мою музыку вообще часто воруют. То в фильмах она появляется, то в рекламе. Наверное, надо судиться. Просто это же надо записывать все, потом бегать кругом, что-то доказывать... Думаешь: да ну его!

- Фонд “АлемАрт” организовывал серию “Концерты на Родине” с привлечением деятелей культуры, эмигрировавших из Казахстана. Экс-глава фонда Данияр ШАБДУКАРИМОВ говорит, что на главный вопрос всей этой кутерьмы, почему мы растим гастарбайтеров для зарубежья, ответа так и не нашлось.
- Честно говоря, мне вообще не нравятся такие проекты. Что значит - “Концерты на Родине”? Почему предпочтение отдается выехавшим? У нас есть музыканты не хуже, делайте для них концерты. Ну почему мы постоянно ищем истину где-то там, далеко? Зачем все время озираемся на Запад? Там что-то послышится, и сразу: “О, Бисенгалиев играет в Лондоне, значит, он “фирмач”. У нас есть скрипачи не хуже, уверяю тебя. Только их никто не слышит.

- Да, но как повторяет тот же БИСЕНГАЛИЕВ, важно не только быть талантливым, но и уметь продавать себя.
- Я, к примеру, этого делать не умею. А понятия “менеджер” или “импрессарио” у нас нет. И меценатов тоже. ЧАЙКОВСКИЙ и МОЦАРТ большую часть музыки писали по заказу. Наши спонсоры могут финансировать лишь разовые проекты. Хотя надо сказать, что “АлемАрт” мне очень здорово помог - если бы фонд не выпустил три моих диска, я бы сейчас, наверное, болел сильно. У меня как гора с плеч свалилась после релиза.

- Как идут продажи дисков, вы в курсе?
- Тираж в целом был небольшим. Диски потихоньку идут. Академическая музыка - она же элитная, ее не всякий поймет. Может быть, оно и к лучшему.

- Зато “Отан-ана” в исполнении Батыра поняли, наверное, все. Очень знаковая получилась вещь.
- А ты знаешь, что она написана давным-давно, еще в советское время? Я написал мелодию, и мне был нужен текст. Пошел к Туманбаю МОЛДАГАЛИЕВУ, он написал слова. Но филологи в нашей консерватории меня “обломили”, сказав, что им стихи не нравятся.
И тут 70-летие революции, объявили конкурс. Я написал второй вариант текста на ту же мелодию - “Қызыл жауынгерлер”. Но она толком не прозвучала.
Поэтому позже я предложил Батыру реанимировать песню с первым вариантом текста. Сделали новую аранжировку. Получилась “Отан-ана”.
Я вообще все хорошие песни написал в советское время. Сейчас просто вытаскиваю их обратно.

- Напоследок один сокровенный вопрос. Недавно вышел фильм “Биржан-сал”. Так вот, говорят, что в рабочем варианте картины были сцены, где знаменитый сал возлежит на ложе с прекрасной юной девой и вдруг на пороге кульминации отпрыгивает в сторону, хватает инструмент и играет, чтобы не забыть мелодию, которая только что пришла ему в голову. Это у всех композиторов так?
- Да ну, брось. Это фальшь, бзик. Сам представь - как такое может быть? Не верю! Человек должен быть ненормальным тогда. Хотя, наверное, и такие дураки есть...

Тулеген БАЙТУКЕНОВ,
tulegen@time.kz , фото из архива Куата ШИЛЬДЕБАЕВА, Алматы
Поделиться
Класснуть

Свежее

Прилетит вдруг волшебник... Территория выживания
Прилетит вдруг волшебник...

В преддверии Нового года в Казахстане появился новый вид мошенничества с заманчивым названием “Тайный Санта”, который уже вскружил голову нашим гражданам: они выкладывают в открытом доступе номера своих банковских карт и мобильных телефонов в надежде получить кулек с деньгами от седобородого волшебника. Но вместо подарка можно схлопотать проблемы на свою голову.

242