Жизнь после потопа
Обстановка в разрушенном наводнением Кызыл Агаше постепенно нормализуется. Наши корреспонденты побывали в поселке 12 апреля, спустя ровно месяц после трагедии, и убедились: проблем у местных жителей еще хватает, хотя власти в меру сил и умения стараются помочь пострадавшим.
Не утонули - теперь бы не замерзнутьШок от потери близких у сельчан уже проходит, горе сменяют житейские заботы. В ожидании заселения в новые дома большинство местных жителей разместились в палаточном городке. Лишь несколько семей предпочли наспех сколоченные времянки. О благах цивилизации пока остается только мечтать. Правда, недавно к палаткам провели электричество - в каждой горит лампочка Ильича, а вот розеток для пользования бытовой техникой нет. Впрочем, сейчас основная забота сельчан - не замерзнуть: уголь, по их словам, привозят с перебоями. Топливо для буржуек расхватывают в считаные минуты, а те, кому его не достается, собирают по округе все, что горит.
- Помыться негде, - дополняет список коммунальных бед жительница поселка Мархабат АХМЕТОВА. - Воду для стирки и готовки на колонке набираем. А мыться холодно - и так все простывшие. В теплой одежде днем ходим и в ней же спать ложимся.
С питанием тоже не все гладко. Во-первых, рацион спартанский: в основном крупы, макароны, мука, подсолнечное масло, картошка да тушенка. А во-вторых, как уверяют сельчане, среди поступающей гуманитарной помощи попадаются продукты с истекшим сроком годности (см. “Просроченное счастье”, “Время” от 13.4.2010 г.). Мы стали очевидцами скандала, который устроили местные, заметив этикетки на мешках с сухим молоком. Судя по штемпелю изготовителя, его расфасовали в августе 2009 года, а срок хранения - лишь три месяца. - Зачем нам некачественную еду дают?! - вскипели кызылагашцы. - То тушенкой просроченной кормят, теперь вот молоко негодное привезли...
Но стоило
главному врачу Аксуского района Ашимгали ЖУМАГЕЛЬДИНОВУ отвлечь на себя внимание журналистов, мгновенье назад возмущавшиеся люди принялись быстро набирать белый порошок в пакеты. Когда мы поинтересовались, зачем они это делают, услышали в ответ:
“Кушать же что-то надо!” Растаскивание
“подозрительного” молока пресек
замакима Алматинской области Серик МУКАНОВ.- Сейчас молоко проверим, - пояснил он. - Не нужно думать, что мы все подряд людям даем! Были случаи, когда просроченную еду возвращали поставщикам. Но если специалисты определяют, что употреблять продукты еще можно, мы раздаем их народу. Глупо ведь выбрасывать пищу, если ее не хватает.
К слову, после выхода нашей вчерашней публикации о
“просроченном счастье” объявился поставщик того самого сухого молока. Вчера в редакцию позвонила
Елена ХРЯЩЕВА, заместитель директора по качеству костанайского ТОО “ДЭП”:- Сухое молоко хранится при разных режимах, - заявила она. - При температуре от плюс 10 до плюс 20 градусов срок годности действительно исчисляется тремя месяцами. Но если молоко хранят в помещении, где температура от 0 до плюс 10 градусов, то его можно использовать в течение восьми месяцев. Именно такую партию мы отправили еще перед Наурызом. Конечно, срок годности этого молока истекал, но у нас на него имелось удостоверение качества. Просроченный продукт никто не стал бы высылать на место трагедии.
Осталось, что ли, только материться?Вообще, у нас сложилось впечатление, что кызылагашцы разделились на несколько группировок. Первые ни на что не жалуются и искренне верят: государство не оставит их в беде. Они философски относятся к трудностям и рассчитывают только на чиновников.
Вторая группа сельчан - те, кто потерял в трагедии близких. Они мужественно переживают тяготы, однако имеют вполне обоснованные претензии к властям.
-
Произошла техногенная катастрофа из-за халатности конкретных людей, - рассказывает
Гульмира СУЛТАНГАЗИЕВА. -
Многие жизни можно было бы сохранить. Владелец плотины еще 27 февраля знал, что ее может прорвать, но никого не предупредил... Мою маму нашли в степи в девяти километрах от поселка, а старшего брата и его дочку - в восьми километрах. Все были в пижамах: смерть их во сне настигла. А потом чиновники мне все нервы вымотали, требуя доказательств, что погибли именно мои родственники. Это же свинство! А еще власти просят никому ни на что не жаловаться... Вот я вчера сама купила пластиковые трубы, чтобы водопровод к дому подвели. Мой муж вместе с тремя строителями участвует в возведении нового дома. Так их даже не кормят нормально - работают голодными. А где помощь властей - реальная?Наконец, есть среди пострадавших и такие, кто с утра до вечера околачивается возле пункта выдачи гуманитарной помощи - в надежде первыми заполучить продукты и одежду. Среди них много мужчин, не желающих вкалывать на восстановлении родного села.
- Я каждый день хожу к ним и прошу: мужики, выходите на работу, деньги предлагаю, - жалуется временно исполняющая обязанности акима Кызыл Агаша Саулеш АМИТОВА. - А они тут стоят, “пасут”, что привезут, и только требуют: дай, дай, дай! На все просьбы повременить отвечают: мы пострадали - государство должно теперь о нас заботиться. И мало того что сами не работают - так еще и строителям приезжим мешают. Считают, что те некачественно им жилье возведут. Тут на меня некоторые обижаются, что я в сердцах матом ругаюсь. А как тут не материться? Люди со всего Казахстана нам сейчас помогают, этому радоваться надо, а отдельные местные жители скандалы устраивают из-за просроченных продуктов. Да, я сама не раз такие продукты ела и детям своим давала - и ничего: не отравился никто, не умер.
Делиться надоМежду тем стоит отдать должное областным властям. На сегодняшний день уже построено 10 новых домов, еще 26 планируют сдать к концу апреля. Всего уже к 15 июня в Кызыл Агаше должно появиться 450 особняков, в которые заселятся пострадавшие.
- Сначала по постановлению главы МЧС на каждого члена семьи полагалось выделить 121 тысячу тенге материальной помощи, - говорит замакима области Серик Муканов. - Но мы обратили внимание, что если бы в постановлении вместо слова “материальная” стояло “необходимая”, то людям причиталось бы еще по нескольким позициям. Мы решили попросить руководство изменить текст постановления. И теперь у народа появилось право на компенсацию за погибший скот, утраченные хозпостройки, домашнее имущество.
По подсчетам чиновников, для полного возмещения убытков потребовалось бы 9,6 млрд. тенге. Но дополнительно
“выпросить” у правительства удалось лишь 4,7 млрд. тенге. Есть еще нетронутые деньги, поступившие на счет благотворительного фонда: 1,4 млрд. тенге. Их планируется потратить на покупку бытовой техники и домашней утвари. - А еще хотим обратиться в сельские районы Алматинской области с просьбой поделиться скотиной, - говорит Серик Муканов. - Постараемся каждой пострадавшей семье предоставить одну корову и десять баранов.
Ирина МОСКОВКА, moskovka@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Кызыл Агаш, Алматинская область
Когда верстался номер
Тело, предположительно 26-летней Рысжан ТОЛЕУБАЙ, считавшейся погибшей во время прорыва плотины и наводнения в поселке Кызыл Аагаш Аксуского района Алматинской области, обнаружено в минувший понедельник, сообщило МЧС Казахстана. Всего с начала поисково-спасательных работ обнаружены тела 45 погибших, включая 15 несовершеннолетних.
КазТАГ
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

