8134

Под крышей кума своего

Под крышей кума своегоАбдимажит ТОХТАРОВ регулярно попадал на страницы нашей газеты, и все больше по неприятным поводам. В Жамбылской области, где он командовал управлением КУИС, обитатели колонии-поселения могли спокойно отлучаться по своим делам, в том числе и криминальным, пока начальство их прикрывало (см. “Алиби от кума”, “Время” от 4.12. 2008 г.). Сами же руководители жамбылских колоний были у него “на счетчике” - так заявили комитетчики, задержавшие нашего героя с поличным во время получения взятки за непривлечение к уголовной ответственности одного из осужденных (см. “Ненасытный Недайбог”, “Время” от 20.1. 2009 г.).

Представляете, как повезло алматинцу Александру АЛЕКСЕЕВУ, что он встретился с Абдимажитом Тохтаровым. Именно с этого знакомства, произошедшего в конце 2004 года, началась череда фантастических приключений и перемен в жизни молодого человека. К этому моменту Тохтаров, прозванный коллегами Недайбогом за привычку начинать выволочку подчиненных со слов “Не дай бог, узнаю, что вы занимаетесь коррупцией”, служил начальником колонии-поселения ИЧ 167/10. 25-летний Александр Алексеев был простой зэк.
Под крышей кума своегоВ шымкентскую колонию Алексеев, осужденный в 2003 году за мошенничество, попал в декабре следуюшего года.
- Как только он к нам поступил, сразу потребовал встречи с начальником колонии, - рассказывает бывший сотрудник колонии отрядный Айтмахамбет НЫСАНАЛИЕВ. - Его провели в кабинет к Тохтарову. С тех пор больше я Алексеева не видел.
Как выяснилось позже, Александр отпросился у начальника колонии в Алматы на побывку. Бабушка у него заболела. В официальных документах новогодние каникулы сидельца не обозначены. Как долго он отсутствовал в исправительной части - сейчас никто не скажет. Одни утверждают, что в январе-феврале Александр периодически наведывался за колючку. Другие вообще не помнят такого осужденного. На ежедневных пятиразовых поверках его имя даже не упоминалось. Как будто и не было человека.
- Когда я узнал, что Алексеев определен ко мне в отряд, написал начальнику рапорт, что его в колонии нет, - рассказывает Айтмахамбет Нысаналиев. - Тохтаров слушать не стал, заявление положил в стол и сказал: “Не дергайся. Без тебя есть кому за ним присмотреть”.
Где находился преступник, изолированный от общества судом, похоже, никого не интересовало: даже тревога не была объявлена.

В мае 2005 года в алматинскую финансовую полицию поступило заявление от жительницы города о том, что двое молодых людей незаконно завладели ее землей. Возбудили уголовное дело по статье “мошенничество”. Один из подозреваемых - Александр Алексеев. Кроме того, выяснилось, что еще 10 апреля 2005 Алексеева задержали дорожные полицейские Алматы: он был пьян и не имел водительского удостоверения.
Подняв базу данных, стражи порядка сделали открытие: Алексеев уже два года являлся... заключенным. Такого не может быть, решили следователи. И направили запрос в шымкентскую ИЧ-167/10. Оттуда пришел ответ: мол, арестант из колонии не отлучался, сидел, сидит и будет сидеть.
Финансовые полицейские продолжили следствие, до поры до времени отложив разбирательство щепетильного вопроса, а Тохтаров спустя время попытался трудоустроить Алексеева.
Туралы БЕРДИЯРОВ, работавший в тот период старшим специалистом по организации труда осужденных ИЧ 167/10, свидетельствует, что в августе 2005 года Недайбог вызвал его к себе и распорядился подготовить договор о найме Алексеева предпринимателем Б. ТУТКАБЕКОВЫМ. В колониях иногда такое практикуют. Вот только ни Александра, ни его работодателя Туралы в глаза не видел. Но под давлением бастыка подготовил требуемую бумагу.

В декабре 2005 года, учитывая, что “осужденный встал на путь исправления... и заслушав осужденного, просившего освободить его досрочно”, судья Энбекшинского районного суда Шымкента Светлана ШИНАЛИЕВА подписала постановление об условно-досрочном освобождении Алексеева.
При этом датировано оно декабрем 2004 года, тогда как суд проходил в декабре 2005-го. Но это пустяк по сравнению с показаниями самого Алексеева, который утверждает, что на процессе, даровавшем ему свободу, его не было. Выходит, судья Шиналиева, кстати, признанная в 2009 году лучшим судьей Южно-Казахстанской области, освободила человека, которого не видела?
- Мало ли что заявляет сейчас Алексеев, - говорит Светлана Убайдаевна. - Он дает эти показания, отбывая срок за новое преступление, а людям, находящимся за решеткой, верить не стоит.
Своим решением вершительница правосудия отпустила на свободу преступника, который в этот момент привлекался к уголовной ответственности и был в бегах.
- О том, что он подозревается в совершении нового преступления, я не знала, - заверяет судья. - В документах, представленных колонией, ничего об этом не было.

Специалисты пенитенциарной системы утверждают, что без справки из информационного центра полиции ни один суд дело к рассмотрению не примет. В ней должны быть отражены все судимости претендента на условно-досрочное освобождение, а также заведенные на него новые уголовные дела. Это же подтверждают и инструкции Министерства юстиции по работе с осужденными.
Итак, Алексеев в декабре 2005-го получил свободу, а вот узнал об этом спустя 2 года, когда финансовые полицейские его изловили. Тут-то сиделец всех и слил. Он рассказал, что на момент совершения преступления в 2006 году и инцидента с дорожными полицейскими жил в Алматы, что выписал ему увольнительную Тохтаров, а о досрочном окончании срока не ведал, так как отсутствовал на суде.
Финансовые полицейские отправили представление в Министерство юстиции с требованием наказать виновных. Тохтаров к тому времени уже перебрался в Тараз, поработав до этого начальником АК-159/11 Сангородок в Карагандинской области. Спрашивать с него за свободолюбивого Алексеева никто не стал. Стрелочником сделали отрядного Нысаналиева. На Айтмахамбета завели уголовное дело, а пока шло следствие, ему... присвоили звание капитана юстиции и повысили в должности. Затем решением суда Нысаналиева признали виновным.
Сажать его не стали - уволили по статье. Правда, сделали это спустя полгода после оглашения постановления суда.
- Если я виноват, то почему меня повысили? - возмущается бывший отрядный. - Если не виноват - почему уволили? Сделали козлом отпущения - чтобы увести от ответственности Тохтарова. Без его разрешения заключенные шагу ступить не могли. Отрядные в этом деле пешки, от них ничего не зависит.
Это же подтверждают и бывшие сослуживцы Айтмахамбета Каримжан ЕЛЕМЕСОВ, Нуржан ЖАБАЕВ, Туралы БЕРДИЯРОВ и Касымхан МУСАЕВ. Они свидетельствуют: отпустить арестанта на побывку или в отпуск вправе лишь начальник колонии, а иначе это ЧП.
- Если осужденный беспричинно отсутствует на месте в течение 3 часов, начальник колонии докладывает об этом руководству, и объявляется тревога, - объясняет Каримжан ЕЛЕМЕСОВ. - В случае с Алексеевым этого ни разу не было.
Нысаналиев уверяет:
- Я пойду до конца. Буду делать все, чтобы Тохтаров, в первую очередь виновный в побеге Алексеева, был наказан. Если суд докажет, что и я в этом виноват, готов нести ответственность.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,
zaure_mir@mail.ru , фото автора и Михаила СОРОКОУМОВА, Шымкент

Тем временем Александр Алексеев мотает в карагандинской зоне свой новый срок. Судом ему назначено 9 лет лишения свободы. По загадочному стечению обстоятельств отбывает он его в карагандинском Сангородке, где хозяином в промежутке между шымкентской колонией и Жамбылским УКУИС был его давний знакомец Абдимажит Тохтаров. Сидеть Алексееву еще года 4, если не больше. А вот всесильный Недайбог свое, похоже, оттрубил. Пойманный в 2009 году на взятке, Тохтаров получил 2 года за мошенничество. Срок отбывал в Восточном Казахстане. Отсидев полсрока, он вышел на свободу...
Поделиться
Класснуть

Свежее