15313

Увольнение - мать учения

Увольнение - мать ученияВчера в Алматы состоялось очередное судебное заседание по иску уволенных преподавателей Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) против руководства вуза. Один из педагогов - Алекс ДАНИЛОВИЧ - недавно уже выиграл процесс у своих работодателей. Теперь его примеру намерены последовать и другие коллеги.

Год назад несколько сотен студентов КИМЭП вышли в Алматы на акцию протеста, недовольные решением руководства вуза в разгар кризиса повысить оплату за обучение на 16 процентов и уволить 23 преподавателя (см. “На произвол кризиса”, “Время” от 1.4.2009 г.). Протест не помог ни студентам, ни их наставникам: вуз отказался от услуг профессоров, среди которых есть и выпускники Гарварда. Кто-то из них предпочел смириться, другие подали в суд. В эти дни в Алматы проходит процесс по иску Хала ФОСТЕРА. Вдохновленные победой Даниловича, уволенные преподаватели не сомневаются, что казахстанская Фемида встанет на их сторону.
Увольнение - мать учения- Меня и еще многих преподавателей уволили с формулировкой “сокращение штатов в связи с тяжелым финансовым положением”, - рассказывает Алекс Данилович. - Уведомление мы получили в начале марта 2009 года. Тогда аким Алматы пригласил к себе Чан Йан Бэнга ( президента КИМЭП. - В.Б.) и отчитал за то, что происходило в КИМЭП в связи с массовым увольнением профессоров. Позже Бэнг одному из журналистов сказал, что качество преподавания не пострадает, поскольку были уволены самые худшие из преподавателей.
После этого Алекс решил судиться. Последней каплей стало то, что уволили не только его, но и его супругу Наталью ДАНИЛОВИЧ, обладательницу диплома одного из самых престижных канадских вузов. Три года подряд по результатам опросов студентов КИМЭП она называлась лучшим преподавателем. В свое время чета иностранных наставников купила в Алматы дом по ипотеке, получила вид на жительство в Казахстане. Алекс проработал в КИМЭП 8 лет и планировал трудиться здесь до пенсии.

Увольнение - мать ученияСын Даниловичей оканчивал последний класс средней школы, когда уволили его родителей. Семья оказалась на грани финансового краха: родители больше не могли оплачивать учебу сына. Алексу пришлось срочно уехать на заработки в Ирак, а ребенка отправить в Чикаго к родственникам - чтобы он смог окончить школу. Наталья осталась в Алматы, чтобы продать дом. Что и сделала в спешке - с большой потерей для семейного бюджета.
Алекс Данилович не только преподавал в КИМЭП, но и работал директором центра исследований и развития этого института (должность, равнозначная деканской), возглавлял кафедру политологии.
9 декабря прошлого года по решению суда Алекса восстановили на работе. В это время он был в Ираке, чувствовал себя неважно из-за высокого давления и не успел быстро вернуться. Поэтому КИМЭП уволил его снова, причем всего через два дня (!) после восстановления - 11 декабря. Суд снова восстановил преподавателя.
Кстати, суд постановил заплатить Алексу компенсацию за моральный ущерб и возместить потерянную за несколько месяцев зарплату, оплату услуг адвоката… В общей сложности - более миллиона тенге. Вуз подал заявление в апелляционный суд и... проиграл.
- В КИМЭП многое делается с нарушениями, и мои победы в суде - подтверждение тому, - говорит профессор Данилович. - По сути, многие были уволены незаконно. По казахстанскому законодательству при увольнении нам должны были выплатить компенсации в размере месячного оклада - это было бы хорошей материальной поддержкой для потерявших работу. Но руководство КИМЭП этого не сделало. Многие мои коллеги уехали из страны, не получив на руки даже приказа об увольнении. Мне же выдали его только после моих письменных напоминаний! И теперь уволенные преподаватели обижаются не только на вуз, но и на казахстанские власти, полагая, что в стране в целом такая же обстановка, как и в КИМЭП. Я не знаю, на что рассчитывает руководство КИМЭП, так пренебрежительно относясь к казахстанским законам…

По словам Алекса Даниловича, контракты с наставниками КИМЭП заключает, как правило, на четыре года. Однако многих преподавателей уволили до завершения этого срока. При этом незадолго до этого массового увольнения вуз набрал новых наставников: 5 новых профессоров были приняты на кафедру политологии в августе 2008 года.
- Я считаю, что мы были уволены не за качество нашей работы, а потому, что не угодили руководству, - считает Алекс. - Был случай, когда мы обнаружили: на нашу кафедру были наняты два казахстанских преподавателя, которые не имели необходимого квалификационного минимума, чтобы преподавать даже в местном университете. Три профессора нашей кафедры написали письмо руководству: мол, почему так случилось, что в вузе, который претендует на образование мирового уровня, работают такие преподаватели? Кстати, один из них по-прежнему трудится, не попав под сокращение.
В одном из интервью доктор Рахман (исполнительный вице-президент КИМЭП. - В.Б.) сказал, что меня уволили потому, что на момент принятия решения о моем увольнении у меня было всего три студента. Я в компьютере сохраняю все списки студентов, поэтому послал Рахману открытое письмо со списком последних своих учеников - там было 112 человек на момент моего увольнения!
Увольнение преподавателей из-за экономии финансов - резон надуманный, поскольку год назад КИМЭП построил новое здание стоимостью свыше $10 млн. И эти средства Бэнг взял не в банке, а из тех денег, что поступают от студентов в качестве платы за обучение. При этом он нанимает подрядчиком не чужую компанию, а свою собственную - Usko. Конечно, все было по закону: прошел тендер, в конкурсе участвовало несколько строительных компаний. Usko предложила низкую цену и хорошее качество. И объективно компания выиграла тендер. Но если вы сравните заявочную стоимость строительства на момент объявления тендера и реальную его стоимость, то будете сильно удивлены. Видимо, Бэнг - владелец КИМЭП - не очень-то расстроился из-за того, что ему пришлось заплатить Бэнгу - владельцу строительной компании - иную сумму, чем та, которая была изначально оговорена.
Чан Йан Бэнг не очень глубоко вникает в академические дела: видимо, его основное дело - бизнес. Этим больше занимается доктор Рахман. И если стоимость обучения в КИМЭП соответствует, например, канадскому уровню, то качество получаемого образования - отнюдь.

Преподаватели рассказали нам другую занятную историю. Еще в прошлом году в КИМЭП работал профессор, приглашенный из США. Как-то студенты, копаясь в Интернете, наткнулись на информацию: этот педагог, работая за рубежом, был уличен в педофилии. Согласно этим сведениям, он пригласил 14-летнюю девочку на свидание, а там его уже ждала полиция. Суд признал преподавателя виновным. В его личном деле появилась “криминальная отметка”, что не помешало позже руководству КИМЭП принять его на работу. Когда все выяснилось, этот наставник недавно все-таки покинул Казахстан. И, что самое интересное, он в свое время даже был председателем дисциплинарной комиссии вуза, оценивавшей морально-этический облик преподавателей.
Мы направили в КИМЭП официальный запрос с просьбой поподробнее рассказать и о связи Чан Йан Бэнга с Usko, и о преподавателе с “интересными” наклонностями, и о том, почему были уволены лучшие педагоги вуза. Неделю мы безуспешно ждали ответа. А не дождавшись, связались с Майклом КВИНОМ, директором отдела маркетинга и связей с общественностью офиса президента КИМЭП. Вот какой телефонный диалог у нас состоялся.

- Мистер Квин, когда нам от вас ждать ответа?
- Это (предмет журналистского запроса. - В.Б.) не новости для нас, эти дела нам неинтересны.

- То есть вы оставляете нам право писать о КИМЭП то, что мы считаем нужным?
- Я не буду говорить “да” или “нет”. Просто наше руководство уже не раз отвечало на вопросы о реструктуризации, поэтому нам не надо отвечать на них снова - для нас нет в этом никакой пользы.

- То есть вы не хотите нам отвечать?
- Да.

- А вы знакомы с нормой Закона “О СМИ”, которая гласит: “Запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации (выделено нами. - В.Б.) обязаны предоставить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа” (ст. 18)?
- Ха-ха, это не так.

- Эту вашу позицию можно считать официальной точкой зрения руководства КИМЭП?
- Да. У нас нет ответов на ваши вопросы.

Что ж, по крайней мере, теперь мы знаем, как в КИМЭП “уважают” казахстанские законы.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть