8858

Пираты большой воды

Пираты большой водыЕжегодно с 1 апреля вступает в силу запрет на отлов рыбы в водоемах Казахстана. Действует он вплоть до июня. Именно в это время идет нерест рыбы, и рыбалка категорически запрещена. Только не для браконьеров.
Наш корреспондент на днях побывала на Шардаринском водохранилище, чтобы оценить ситуацию.

Ближе к закату в лагере, где базируются главные защитники моря - так называют южане Шардаринское водохранилище, - начинается привычная суета. Ребята проверяют снаряжение, экипировку, осматривают оружие. Без него на воде делать нечего. Браконьера голыми руками не взять.
- Может, наденешь бронежилет? - уговаривает меня директор охранного агентства Владимир СЛОБОДЯНИК. - Стреляют там.
19 часов. Полная боевая готовность. Вместе с пятью бойцами отправляемся на машине в путь.
- Мы на море недавно, а шороху навели - мама не горюй, - рассказывает охранник Шавкат МИРЗАЛИЕВ. - Еще бы, в первые дни за ночь отлавливали до сотни браконьеров! У них на нас большой зуб. Постоянно грозят расправой.
И в самом деле, люди в масках стали костью в горле для рыбаков-нелегалов. В начале марта в ходе задержания группы браконьеров охранники попали в серьезную передрягу.
- В ту ночь поймали хлопцев с рыбой, - вспоминает участник событий Евгений ГУБИН. - Стали документировать задержание. Началась настоящая драка. Браконьеры стали звать товарищей на подмогу, и тут из зарослей на берегу грянули выстрелы. Пули свистели рядом. Слава богу, никого не задело, но куртку мою дробью прошило.

Пираты большой водыЗа разговорами добираемся до стана, расположенного в нескольких метрах от моря. Здесь живут егеря. Два вагончика, несколько лодок, десяток дюжих мужиков.
- Давненько к нам женщины не захаживали, - приветствует меня егерь Шардаринского рыбзавода Вячеслав ПАСЕНКО. - Вообще мы женщин с собой на воду не берем - плохая примета, но ради дела сделаем исключение.
Наша моторная лодка плавно несется по водной глади, ветер хлещет по щекам. В лодке четверо: два егеря, боец из охранного агентства и я. В нескольких метрах справа еще одна лодка. В ней вооруженная охрана. Командует парадом государственный инспектор шардаринского отдела рыбной инспекции Александр БРАДУЧАН. Идем к полуострову Бродяга, где, согласно местной легенде, много лет жила семья затворника, охранявшего окрестные воды. Когда отшельников не стало, полуостров облюбовали браконьеры. Сюда во время нереста приходит рыба. На мелководье, прогретом весенним солнцем, она мечет икру. В этот момент рыбу можно брать голыми руками.
- Пользуясь этим, браконьеры варварски глушат ее током, - рассказывает мужчина. - От их электроудочек и высоковольтных острог гибнет не только рыба, но и планктон. Икра, пораженная разрядом, никогда не созреет.
Рассказ перебивает вой. Это шакал. Зверья здесь великое множество. Летом, когда вода сойдет, шакалы, корсаки, зайцы разбредутся по окрестностям, а пока все они ютятся на полуострове.
Как только наступает кромешная тьма, море озаряют прожекторами десятки бригад рыбокрадов-электриков. Бьют током, а потом собирают улов сачками. По рассказам егерей, два рыбака на лодке за несколько часов могут добыть до 200 кило рыбы. В сезон нереста на воду выходят до 50 лодок.

На малых оборотах наша моторка подбирается к ближайшему браконьерскому маяку. Двое мужчин на резиновой лодке настолько увлечены делом, что не слышат гула нашего мотора, но подобраться к ним вплотную не так-то просто. Моторка не пройдет по мели. Стараясь не наделать шуму, вооруженные бойцы пешком, по колено в воде крадутся к браконьерам. Еще мгновение - и рыбаки-нелегалы в кольце автоматчиков.
Начинается переполох. Браконьеры норовят избавиться от снаряжения. Поднятый ими шум далеко разносится по воде. Как по сигналу мгновенно гаснут все прожектора. Тем временем пойманные нарушители, их зовут Тофик и Инглаб, начинают привычную игру. Мол, сами не местные, впервые вышли порыбачить, про запрет ничего не знали.
Понимая, что попали впросак, воришки пытаются проблему развести - предлагают егерям 50 тысяч тенге. Те не “подписываются”, и тогда в ход идет убойное оружие.
- Это не наша лодка, - говорит Инглаб. - Ее хозяин Аскар (называется фамилия человека при погонах. - З. М.). Он уже едет сюда.
Однако громкое имя не пугает, такое егеря слышат не в первый раз. Оформление протокола задержания продолжается. Затем нарушителей в сопровождении охранников и егерей везут в полицию.
Спустя пару часов мы снова спускаемся на воду. Тишина и покой. Может, шумиха с задержанием распугала браконьеров? Однако после получасового объезда моря замечаем яркие огни. На этот раз вышли на “лошадников”.
- Это браконьеры, что ловят рыбу на лошадях, - рассказывает Вячеслав Пасенко. - Бьют рыбу острогой, к которой подведено электричество. Их очень много, и поймать тяжелее всего. Двигаются они по косе, что уходит от берега в глубь моря. Там настолько мелко, что лошадь спокойно передвигается, а нам на лодке туда не подобраться.
“Лошадники”, завидев нашу моторку, отошли на безопасное расстояние. Коротая время, они весело запели. Слушать ночной концерт команде спасателей пришлось почти час, пока певцы не смотали удочки.
С грехом пополам добравшись до берега, встречаем рассвет за чашкой горячего чая. Обсуждая бурную ночь, егеря и охранники мечтают.
- Вот если бы правительство нас поддержало и ужесточило наказание за браконьерство, - рассуждает Александр Брадучан. - Одного-двух посади - другие призадумаются.
На прощание хранители морских богатств пригласили меня еще раз навестить их.
- Узун кулак в этих местах хорошо работает, - говорит Вячеслав Пасенко. - Стоит только выйти с нами в рейд прокурору, большому начальству или журналистам, браконьеров с моря как ветром сдувает. Один ваш приезд спасет за сутки как минимум три тонны рыбы. Это будет ваш вклад в сохранение природы.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент, тел. 8-701-7887392, е-mail:
zaure_mir@mail.ru , фото автора, Шардара - Шымкент
Поделиться
Класснуть

Свежее