Герб для "мерседеса"
Он увидел ее в мастерской знакомого художника. Сел на неудобную табуреточку и больше не сводил с нее глаз. На следующий день пригласил на свидание и сразу же позвал замуж. На раздумье, волнуясь, дал ровно десять минут. Они тогда еще не знали, что в будущем у них будет так много общего - дом-мастерская, сладкий сын и геральдическое агентство
“Знак”.
Александр КОНДРАШЕВ и
Шарипа КЕЛЬПАНОВА делают гербы по всем законам геральдики и картины с использованием родовых символов.Александр предпочитает графику и плакаты с ясно читаемой идеей, Шарипа - романтичную акварель и выпуклые аппликации из кожи. Но над геральдикой любят работать вместе. Шарипа делает основу из кожи, холста, кости, а Александр расписывает ее орнаментами. Кстати, он всегда влюблялся в восточных женщин, а она не могла найти общий язык с восточными мужчинами. Им же не скажешь: “У меня вдохновение, так что сам сбегай за пельменями и не забудь покормить сына”...
- Александр, вам не говорят: “Ой бай, какой-такой герб может сделать нам русский мужик?”- Конечно, первая реакция примерно такая и бывает. Но потом мы начинаем разговаривать, я узнаю, к какому Ру - роду - принадлежит человек, и называю его “танба” - родовой знак и “уран” - родовой боевой клич. Вот после этого отношение резко меняется и ко мне обращаются уже очень уважительно. Ведь сами казахи часто не знают свои родовые знаки и кличи, не знают, что означает тот или иной символ.
- А вы откуда берете информацию?
- Мы пользуемся только источниками, - говорит Шарипа. - Саша много времени провел в библиотеке им. Валиханова и перерыл всю литературу в области родовых отличий. Это совершенно не закрытая информация, и запутаться в ней сложно. Просто у нас каждый считает, что он и без историков все знает. Был даже такой случай, когда клиент уверял, что боевой клич его рода - “серке”, а мы знаем, что в конце еще одна буква - “серкеш”. Но убедить так и не смогли. Мы поступили хитрее - на картине оставили место, чтобы дописать ее. Через месяц он действительно привез картину назад, чтобы дописать ее.
- В общем, вы нашли свою нишу!
- Это не коммерция и не показное пускание пыли в глаза, - говорит Александр. - Я действительно увлекаюсь казахской историей и орнаментом, причем еще с глубоких советских времен.
- С тех самых, когда царили соцреализм и плакатная идеология?
- Это все было на праздники. И кто из художников ради заработка не изображал “статую в лучах заката”? Но была и другая жизнь. Та, в которой я страстно увлекался своими корнями - русской мифологией, историей, орнаментом...
- Вот тут вы запутали окончательно... Мы же говорим про казахский орнамент?
- Человек, который не любит себя, не полюбит никого. Тому, кто не дорожит своим народом, везде будет неуютно. Я начал с русского и постепенно ушел в Восток. А изучая орнамент, увидел, что сама структура и алгоритм казахского орнамента очень сходны с русскими традициями. У узбеков или киргизов он выстроен совсем по другим законам. Этим я могу объяснить, что русские с казахами всегда легко находили общий язык.
- Что толку в ваших знаниях? Скорее всего, заказчики к вам приходят за понтами, а не за правдой о своем роде...
- Те времена, когда художника просили написать портрет в рыцарских латах с мобильным телефоном в руке, прошли. Кстати, это не анекдот, а реальный случай из жизни. Сейчас люди, которые хотят иметь герб или картину-оберег с родовыми символами, подходят к этому очень серьезно. Это не понты, а своеобразная программа рода, очень серьезная вещь, в которой каждая деталь обладает определенной информацией. Слова не так остаются в памяти, как графические знаки.
- И все-таки для чего люди заказывают герб? Раньше им украшали кареты, замки. Теперь на “Мерседес” вешать?
- Можно и на машину, - смеется Александр. - На самом деле герб - это небольшой рассказ о том, чем славен род. Эдакий сжатый экскурс в историю. В Европе есть целые агентства, которые специализируются именно на этом.
- Казахи стараются перенять все европейское, - говорит Шарипа, - и наш интерес к родовым знакам начался как раз с изготовления гербов. А потом мы поняли, что танба - это тот же герб, только наш исконный.
- Сейчас все обладающие хоть каким-то весом очень родовитые - вплоть до княжеских кровей.
- В Казахстане происходит тот же процесс, что и в России лет 10-15 назад. Тогда только в одной Москве вдруг оказалось более полутора тысяч потомков Шереметева. Причем все исключительно по прямой линии. Сейчас там все эти понты отошли, а мы с опозданием на десять лет проходим тот же урок. Хотя у казахов каждый мальчик с детства знает, какого он рода, и может проследить семь колен своих предков. Этим казахи и уникальны. Здесь знают и ценят свой род.
- В потакании трайбализму вас никогда не обвиняли?
- Конечно, обвиняли, - смеется Шарипа, - но все зависит от человека. Кому-то герб или картина с геральдическими символами нужны для понтов и удовлетворения собственных амбиций. А для кого-то - это интерес к собственным истокам, к предкам, попытка понять свое предназначение. Я не вижу в этом ничего плохого.
- Александр, вы родились и выросли в Казахстане, оба раза женились на восточных женщинах. А кем себя ощущаете?
- Я вообще против пресловутой пятой графы в паспорте - весь цивилизованный мир давно от этого отказался. Cчитаю себя казахстанцем, потому что здесь родился и вырос, люблю эту землю и женщин. В игры с национальностью играют те, кто корчит из себя патриотов.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

