6003

Срываясь на шёпот

Срываясь на шёпотВ горном селении девять месяцев в году разговаривают шепотом, ходят на цыпочках, и если в это время вздумает рожать женщина, ее могут просто закопать живьем в землю по решению старейшин. Иначе крики роженицы или плач ребенка вызовут лавину. В этом селе режиссер спектакля “Лавина” Болат АТАБАЕВ явно не прожил бы долго. Он говорить шепотом не умеет. И патологически не способен молчать в тряпочку. Поэтому и переиначил финал пьесы Тунджера ДЖУДЖЕНОГЛУ.

У турецкого автора все заканчивается бунтом одной семьи, выстрелами, рождением ребенка и горькой истиной - лавины, которой так боялись, нет… Атабаев ставит другую точку. Люди поймут, что только страх мешал им жить нормально и говорить громко, но предпочтут сохранить прежний уклад и свой страх.
- Дело не в том, что я пессимист, - говорит режиссер, - я должен сказать зрителям, что все мы трусы

- Вам не кажется, что мы живем в странное время - уже вроде бы и кричим, а толку от этого меньше, чем когда говорили шепотом и каждое слово слышали те, кому надо?
- Основная масса народа предпочитает молчать. Сходите на митинги - и вы увидите, что там одни и те же лица: я, АБИЛОВ, АСПАНДИЯРОВА, НАРЫМБАЕВ. У меня такое ощущение, что мы уже стали очень нужными власти статистами. В любое время можно ткнуть в нашу сторону пальцем и сказать: вот, мол, она, наша оппозиция, значит, есть и демократия. Разве это не демократия, когда Атабаев, к примеру, что попало может болтать? Меня заставляет нервничать мысль: а что если я, сам того не желая, подыгрываю этой власти, выполняя роль оппозиции? Осталось только на оклад сесть.

Срываясь на шёпот- Кстати, об окладе. Ваши актеры не получают зарплату. Почему они до сих пор собираются и что-то репетируют?
- Если быть точным, зарплату они не получают уже год и четыре месяца. Я сейчас занимаю их только четыре часа в день, чтобы они могли зарабатывать где-то в других местах и кормить семьи. Предлагал им разойтись, но они не хотят. Причем, как ни странно, безденежье в какой-то мере хорошо повлияло на труппу - сплотило ребят, сделало их жадными до работы. Конечно, мы надеемся на поддержку. Вот в прошлом году наш министр культуры встречался с труппой, смотрел нашу работу, хвалил и обещал выделить 200 тысяч долларов на поддержку театра. Нам остается только надеяться, что он сдержит слово.

- Что означает ваша реплика “сделайте морды-жопы!”, прозвучавшая во время репетиции?
- Если нет страха перед Богом, то проявляется вся вульгарность и дикость людей, у них становятся такие лица. Другая крайность - когда человек буквально парализован страхом. Поэтому власть всегда нас пугает - оппозицией, цветными революциями: “Смотрите, что происходит в Киргизии! Вы хотите, чтобы было, как в Грузии?” Другая любимая тема - терроризм. Да террористами становятся, когда сама власть создает для этого условия! Когда невозможно добиться чего-то законными методами. Что мне делать, если нет возможности законным правовым путем заменить акима? Отсюда выходы на улицы, акты самосожжения.

- Как бороться со страхом?
- Проговаривать проблемы, отзеркаливать их дискуссиями. У нас иногда считается западло что-то обсуждать. Даже журналисты говорят: “Ой, это такая вонючая тема, давайте не будем ее трогать”. Наоборот, давайте тронем, пусть воняет! Сейчас все спорят по поводу нации и национальности. А я думаю, что и русские не захотят забыть, что они русские, как и казахи не жаждут стать просто казахстанцами. Вот я казах и хочу, чтобы развивался казахский язык, чтобы мы продвигали свою культуру. Что в этом плохого? Другое дело, что у нас вместо национал-патриотов одни национал-демагоги.

- Нет у вас ощущения, что, если жившие в СССР не могли говорить, следующее поколение накричалось вволю без особых результатов, а вот нынешние молодые люди не хотят говорить…
- Страшнее всего, что они не умеют говорить, мы скатываемся в какую-то невообразимую дремучесть. Я вижу по студентам, приходящим ко мне на режиссерский курс: они не читают, не умеют думать и рассуждать, не умеют формулировать свои мысли. Это будет очень удобное для манипулирования поколение.

- И вы собираетесь бороться со всеми бедами методом театра? Не слишком ли гомеопатическое средство?
- Очень серьезное. Только я понял, что бесполезно делать спектакли, рассчитывая на чувства, эмоции зрителя, надо обращаться к его разуму.

- Например, поставить спектакль на тему борьбы с коррупцией?
- С коррупцией сейчас бесполезно бороться, поскольку в настоящее время это у нас национальная идея. На КУЛИБАЕВА уже и финполу указали, а они ничего не нашли. Нам в свое время говорили: “Мы будем жить, как в Кувейте”. Но почему-то предсказание сбылось только для тех, кто сам для себя устроил Кувейт. Театр борется с безнравственностью, а именно она лежит в основе всех катаклизмов. В основе той же трагедии, которая произошла в поселке Кызыл-Агаш.

- При чем тут театр и дамба?
- При том, что у нас никому ни до чего нет дела. Кто вспоминал о дамбе, пока она не рухнула?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть