19742

Валерий ПЕТРОВ, вице-министр МЧС РК: Не вешайте всё на нашу шею!

Валерий ПЕТРОВ, вице-министр МЧС РК: Не вешайте всё на нашу шею!Почти неделя миновала со дня наводнения в поселке Кызыл-Агаш Алматинской области (см. “Вода одна не ходит”, “Время” от 13.3.2010 г.). Сегодня в разрушенном селе жизнь постепенно налаживается: вернулись 132 жителя, в уцелевшие дома подключена электроэнергия. Между тем, по мнению чеэсников, правоохранительные органы пытаются сделать крайними в случившейся трагедии заместителя начальника ДЧС по Алматинской области Евгения ЕНИНА и начальника ОЧС Аксуского района Кунибека БАЙЗАКОВА. У чрезвычайного ведомства на этот счет есть свое мнение. Об этом нашему корреспонденту рассказал вице-министр МЧС РК Валерий ПЕТРОВ (на правом снимке), который прибыл на место трагедии ранним утром пятницы, 12 марта.

- Ни в одном законодательном акте не говорится, что наши специалисты должны сидеть на плотине и контролировать уровень воды. В первую очередь ответственность лежит на эксплуатанте, будь то государственная или частная структура. Сообщение на пульт дежурного о чрезвычайной ситуации в этих населенных пунктах поступило 11 марта в 21.30. Когда положение стало угрожающим, чеэсники первыми прибыли сюда и эвакуировали народ, пригнав из Талдыкоргана автобусы. Если бы не это, то погибших было бы не 37 человек, а три тысячи - не меньше. Евгений Енин в Кызыл-Агаше был первым и последним оттуда ушел. Сколько людей он вместе со своими помощниками на их служебных машинах вывез до прорыва плотины - кто-нибудь это подсчитал?

- В фукции ЧС входит обследование плотины?
- Нет. В комитете водного хозяйства (Минсельхоза. - Н. Л.) есть специальная инспекция, которая должна заниматься этими вопросами. Кроме того, 2-4 марта мы проводили республиканские противопаводковые учения. Во всех приказах буквально по буквам было расписано: проверить гидросооружения, аварийные спуски прочистить, отрегулировать.

- Если бы владелец водохранилища Куаныш БЕКЕЕВ своевременно предупредил о нависшей опасности…
- Открыли бы заслонки при начале таяния снега - и трагедии не случилось бы. Но они (заслонки. - Н. Л.) практически не работали. Там такие громадные механизмы, что руками не сдвинешь - только специальной техникой. Да и зачем ему сливать воду - ее же потом продавать нужно будет! Я полагаю так: если сооружение вышло из строя, то по нормам безопасности за это в первую очередь отвечает его владелец. Почему же сейчас пытаются переложить ответственность и сделать крайними руководителей подразделений ДЧС области?

Валерий ПЕТРОВ, вице-министр МЧС РК: Не вешайте всё на нашу шею!- Будет ли министерство защищать своих сотрудников?
- Безусловно - всеми доступными законными методами. Потому что это порочная практика - все вешать на шею МЧС. У нас есть компетенция, определенная законом. А мы и так берем на себя большую часть работ. К примеру, людей переправлять через реку - это не наша задача, однако мы это делаем, потому что знаем: они нуждаются в помощи и спасти их больше некому. 15 марта на границе Восточно-Казахстанской и Алматинской областей скопилось много транспорта. Все звонят в ЧС и возмущаются тем, что мы ничего не делаем. Но разве наши службы должны чистить дороги и содержать эту технику в рабочем состоянии? Вот сейчас водохранилище Ак-Ешке переполнено, есть небольшой прорыв, но ситуацию держим под контролем. Пропуск воды идет со скоростью 0,2 кубометра в секунду. Это всего лишь бочка воды! А выше заслонки не поднимаются. Кто там должен работать? А ликвидируют ситуацию опять же “Селезащита”, ДЧС области и РОСО (Республиканский оперативно-спасательный отряд МЧС. - Н. Л.). Но это не их объект. Сооружение находится на балансе государства.

Надежда ЛАРИНА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматинская область
Поделиться
Класснуть