6388

Найдите площадь

Найдите площадьИногда одна минутка значит больше, чем года: Данияр ШАБДУКАРИМОВ (на левом снимке) несколько лет возглавлял фонд “АлемАрт”, но в благодарной памяти соотечественников отпечатался как человек, принесший рыбу к монументу Независимости, где ее лишил головы радикальный художник Канат ИБРАГИМОВ (на правом снимке).
Сазана съели, топор зарыли, объяснительные в РУВД написали.
Пора двигаться дальше.

- Данияр, ты вообще откуда появился на небосклоне отечественного арт-рынка?
- Вообще я из Алматы. Но некоторое время прожил за границей, работая в сфере шоу-бизнеса. По возвращении пытался делать то же самое здесь, но вскоре ушел в искусство.

- И возглавил печально известный фонд “АлемАрт”. Какие ощущения?
- В искусстве гораздо больше интересного, чем в шоу-бизе, но есть та же проблема: люди балансируют между завышенной самооценкой и внутренними комплексами. Иногда у них случается просветление, и они становятся уверенными в себе, но в этот момент наступает финансовая катастрофа. Художники вынуждены метаться между тем, что продается, и тем, что они хотят делать.

- И какую цель в этом дуализме преследовал “АлемАрт”?
- В первую очередь - поддержка культуры Казахстана. Естественно, начали с Алматы как культурного центра страны. Спонсировали проекты режиссера Булата АТАБАЕВА, композитора Куата ШИЛЬДЕБАЕВА... А помощь художникам заключалась в прямой покупке их произведений. Разумеется, предпочтение мы отдавали работам, приближенным к международному контексту и интересно выполненным.

- И вскоре суд, рассматривавший дело БТА, попросил вернуть все назад.
- Суд решил, что деньги перечислены фонду неправильно - была нарушена какая-то процедура, и на основании этого необходимо привести стороны в первоначальное положение. То есть нам нужно было собрать средства с тех, кому мы их выплатили. Большинство денег люди проели. Понятное дело, что это решение было политически мотивировано и мы просто попали под раздачу. Приятного было мало. Допросы через день по три-четыре часа. Вдобавок силовики достаточно поздно поняли, во что они вляпались, когда начали допрашивать художников. Они задают вопрос: “Вы получали деньги от фонда?”, а в ответ: “Вы знаете, мне страшно жить на этой планете!”. И так далее. Поэтому таскали гораздо больше меня, чем всех остальных. Но могу порадоваться - никаких нецелевых расходов и растрат проверяющие не выявили.
Есть во всем этом и плюс. Пройти разом через общение с КНБ, прокуратурой, финполом, налоговой - огромный опыт, который, может быть, я бы не получил никогда в жизни.

- А какой толк был от “АлемАрта” в принципе?
- У меня неудовлетворение от деятельности фонда в связи с его ранней кончиной. За три года мы только построили базу для дальнейшего развития, не мелькали особо в прессе, не заявляли о себе. У нас была стратегия развития до 2015 года. Сейчас такое ощущение, что вроде фонд что-то делал, а вроде ничего и не сделал. Меня это напрягает, поэтому я продолжу некоторые “алемартовские” проекты. Например, мы сотрудничаем с Канатом ИБРАГИМОВЫМ. Кроме того, я двигаю проект “Казахстан-2”. Это некая художественная альтернатива существующей стране.

- С этого места подробнее.
- Проект не политический. Без приставок “анти”, “контра” и так далее. Будут привлечены свободные люди, способные выразить свое мнение посредством творчества. Ведь что такое “Казахстан-1” с культурной позиции? Батыры сверху, сбоку и снизу. Мы уходим в прошлое, и это важно, но не надо зацикливаться только на одной позиции. Что такое Министерство культуры? Бухгалтерия без культурной политики. Что такое творческий вечер или праздник? Попойка на Наурыз, попойка на День независимости...
И это не потому, что государство такое тупое, а потому, что творческие личности сами ничего нового не производят. “Казахстан-2” призван содействовать продвижению вперед. Если ты заметил, последние годы мы находимся в идеологическом кризисе, и он обостряется. Хлеб вроде бы есть. Может быть, он неравномерно распределен, но тотальная нищета пока нам не грозит. А зрелищ в глобальном смысле нет. Я имею в виду духовную пищу.
В бытность главой “АлемАрта” я присутствовал на куче заседаний на культурную тематику. Всегда было одно и то же: старики гнали свою волну, людям моего возраста все по фигу, а молодежь страдает максимализмом. И все озираются на государство, которое якобы кому-то что-то должно. Плюс пеняют богачам на то, что они не поддерживают искусство. А кто мешал вам разбогатеть? Не можете подняться на живописи? Занимайтесь чем-нибудь другим. Не получается - значит, терпите и живите, как Ван Гог или Модильяни. Если сделали свой выбор - будьте добры соответствовать этому выбору.
Ко мне в “АлемАрт” приходило очень много людей, заслуженных-перезаслуженных, которые тупо цыганили деньги. Явился однажды известный композитор Шамиль Абильтаев, про которого мне говорили, что у него гениальная музыка раннего периода. Он просил деньги, прикрываясь двумя музыкальными одами: “Казахстан-Нурсултан” и “Нурлы жол”. И только по этой причине я должен был встать и выложить ему доллары. Когда я начал выяснять, для чего конкретно ему нужна помощь, он сказал, что у него юбилей и будет приходить пресса, будут гости, а дома мебель старая и ремонта нет.

- Зато честно. Многие на это и берут деньги, прикрываясь великими целями.
- Мы все получаем деньги на это. Но ты же не приходишь в газету со старыми статьями и не говоришь, чтобы тебе дали денег, а ты дома сделаешь перестановку. Надо что-то сначала создать. Просто халявничество у многих наших людей сидит в менталитете.

- В Лондоне, где ты прожил некоторое время, прошел аукцион казахского изобразительного искусства под эгидой “Кристис”.
- Идея благородная. Но нигде в каталогах “Кристис” этот аукцион не указан. В принципе, такие торги может провести каждый, у кого есть достаточно средств. Надо просто спросить, есть ли у них свободное помещение на один день в аренду. “Кристис” по барабану, что ты там продашь, главное - отдать им 20 процентов.
И потом, произведения, проданные там, кроме работ Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ, никакой ценности не представляют. Я думаю, был расчет на тот ажиотаж, который недавно произвело русское искусство. У нас ажиотажа не получилось, потому что выяснилось, что наше искусство никому в Европе не нужно. Приехали казахи, купили по 30 тысяч долларов картины, красная цена которым 500 долларов, и все.

- Кстати, многие местные бизнесмены и чиновники охотно скупают отечественную живопись и скульптуру.
- Да, только зачастую у них огромные проблемы со вкусом, и они покупают то, что будет только дешеветь. А дорожать будут единицы: покойный ХАЛЬФИН, Молдакул НАРЫМБЕТОВ, Канат ИБРАГИМОВ.
У большинства наших художников одна проблема - они жалуются на жизнь и при этом боятся что-то сделать. Вот ты пойди предложи кому-нибудь выйти на площадь и сделать что-нибудь: например, отрубить рыбе голову. Не хотите и не можете? Тогда сидите и не жалуйтесь, что не можете продать свои картины, и не нойте, что все плохо.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы, тел. 259-71-96, e-mail:
tulegen@time.kz , фото Владимира ЗАИКИНА
Поделиться
Класснуть