Жилет - лучше для наживы нет
На днях
ГКП “Алматыпаркинг”, отвечая на вопрос агентства
Kazakhstan Today, сообщило: в соответствии с Кодексом РК
“О налогах и других обязательных платежах в бюджет” на
ВСЕХ временных автостоянках, принадлежащих ГКП, имеются контрольно-кассовые машины. Более того,
“на
ВСЕХ парковках и временных стоянках сотрудники предприятия обязаны предоставлять чеки паркующимся автовладельцам”. В минувшие выходные наш корреспондент объездил практически все парковки “Алматыпаркинга” от
ТОО “Зангар” (бывший ЦУМ) до базара возле кинотеатра
“Сары-Арка”.
Суббота, 13 марта
Начинаю с ЦУМа. Припарковавшись, через 10 минут возвращаюсь к автомобилю. Когда моя машина практически выехала на дорогу, подбегает парень в знакомой жилетке и требует оплатить парковку. Мои возмущенные слова:
“Где ты раньше был, когда нужна была твоя помощь?” - добрый молодец пропускает мимо ушей и встает так, что его никак не объехать - приходится платить. Отдаю 100 тенге, и парнишка сверкая пятками бежит к другой машине, пока та не уехала. Ситуация повторяется на парковках возле кинотеатра
“Цезарь” на улице Фурманова, железнодорожного вокзала Алматы II, автовокзала
“Сайран”, рынков
“Тастак” и “Сары-Арка”, торгового дома
“Тигрохауд” и барахолки. Обещанных портативных кассовых аппаратов в руках парковщиков нет и в помине. Стало быть, выход один: платить людям в жилетах.
Воскресенье, 14 марта
Еду по тем же парковкам, что и днем ранее. Но теперь, оплачивая стоянку стотенговыми монетами, настоятельно требую чек. Возле ЦУМа слышу: чеки кончились. Но
“жилет” обещает: если я настаиваю, то могу подождать. На вопрос
“Сколько ждать?” получаю невозмутимый ответ:
“Часа два-три”. Возле кинотеатра “Цезарь” парковщик, услышав о чеке, поспешил вернуть сотенную монету. На вокзале Алматы II парнишка взял деньги и пообещал принести чек, но так и не вернулся. На барахолке возле рынка
“Аль-Фараби” обладатель жилетки проявил недюжинную находчивость: достал из широких штанин смятый рулон квитанций об оплате и оторвал мне два купона, на каждом из которых красовалась надпись:
“50 тенге”. На мое замечание, что оплата стоит 50, а не 100 тенге, парень безропотно дал сдачу, забрав один купон.
На рынке
“Тастак” возле небольшого зоомагазина старик-стоянщик, мирно дремавший на железной табуретке, резво подбегает к моей машине, услышав звук запускаемого двигателя. Получив 100 тенге, аксакал степенно кладет монету в карман и по-военному щелкает каблуками.
- А чек? - кричу ему вдогонку.
Смерив меня презрительным взглядом, старче неохотно достает откуда-то из подмышек смятый рулон отпечатанных чеков, отрывает мне один и быстро уходит. Впрочем, услышав напоминание о сдаче, возвращается, протягивает мне 50 тенге и приземляется на свою табуретку, не удосужившись помочь мне с выездом.
На автовокзале “Сайран”, как и на рынке “Сары-Арка”, на просьбу выдать чек парковщик ответил демонстративным уходом, а возле “Тигрохауда” молча протянул чек и сдачу.
Не бить же их!
После двух кругов парковочного
“ада” звоню
юристу ГКП “Алматыпаркинг” Ахану ЖИЕНБАЕВУ.
-
У нас везде имеются кассовые портативные аппараты - по одному на парковку, - утверждает он. -
Мы специально закупили небольшие, чтобы их удобно было носить с собой. У меня к вам просьба: напишите в газете, чтобы водители требовали чек. Я поездил по парковкам и сам убедился, что никто чеки не требует. А раз не требуют, то наши сотрудники их и не дают (железная логика! - Р. Б.).
- В супермаркетах покупатели чеки тоже не требуют - продавцы сами их выбивают.
- Наши сотрудники получают низкую зарплату - 21 тысячу тенге. Кто идет на эту работу? В основном это ребята из аулов. Мы им объясняем, но они, бывает, не дают чеки. Не бить же их!..
Оплата составляет 50 тенге и взимается на добровольной основе. Если возникают какие-то недоразумения (грубость, вымогательство, невыдача чека и т.д.), водителю следует запомнить фамилию сотрудника - она есть на бейдже - и позвонить в ГКП по телефонам: 380-05-16, 380-05-10. По всем тем стоянкам, о которых вы рассказали, мы примем меры. В будущем мы хотим ввести новую автоматизированную систему оплаты парковки, чтобы совсем исключить человеческий фактор.
По словам г-на Жиенбаева, новая система позволит водителям оплачивать парковку с помощью сотового телефона: достаточно отослать SMS-сообщение с указанием номера парковочного места, номера свого автомобиля и времени заезда на стоянку. Никаких парковщиков при этом не будет.
-
За каждые 150 машино-мест будет отвечать один наш сотрудник, который с помощью GPS-системы проверит, заплатил человек или нет, - поясняет Жиенбаев. -
Если водитель не оплатил парковку, он будет оштрафован. Сами парковки мы реконструируем, установим специальные знаки, что поможет водителям свободно заезжать и выезжать без чьей-либо помощи.
Но это произойдет лишь в том случае, если парламент утвердит наши предложения и внесет соответствующие поправки в законодательство.
- Сейчас люди платят за помощь при парковке и за сохранность автомобиля. Если же в будущем ваши сотрудники станут только проверять оплату, то за что же нам раскошеливаться?
-
За занятое вашей машиной место. Ведь городские власти проводят санитарную обработку, очищают парковочные места и т.д. Такая система вводится в Москве и уже введена в Киеве. Но еще раз повторю, пока это - только планы.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Комментарий в тему
Танирберген БЕРДОНГАРОВ, депутат мажилиса:
Не плодите рубщиков “капусты”!
-
Любой, кто не согласен с тем, что ему не выдали чек, может обратиться в налоговый департамент. По таким обращениям руководство ГКП “Алматыпаркинг” будет штрафоваться. Размер штрафа за подобное нарушение - 15 тысяч тенге. Доказать факт невыдачи чека нетрудно: вы можете просто сфотографировать вашу машину на парковке с указанием даты и времени и приложить эту фотографию к вашему заявлению. Если граждане города проявят сознательность и будут обращаться в налоговый орган, то по каждому такому факту руководители “Алматыпаркинга” будут нести финансовую ответственность. Я думаю, это заставит сотрудников ГКП быть более ответственными. Кстати, согласно действующему законодательству, если вам не выдают чек, вы имеет полное право не оплачивать услугу - в данном случае парковку.
Что касается предложения руководства ГКП производить оплату посредством SMS-сообщений, то я к нему отношусь негативно. Доказывать, что вы отправили SMS-оплату и она попала по адресу - достаточно муторно: водителю проще достать из кармана 50 тенге и отдать их парковщику. И зачем нужен специальный человек, который будет проверять, оплатил ли водитель парковку? У нас в стране и так уже более чем достаточно проверяющих, которые на ровном месте “рубят капусту”. Словом, руководство ГКП “Алматыпаркинг” снова пытается делать все возможное, чтобы касса за парковку оставалась черной.

