Зэковская вольница
В январе
Геннадий БЕНДИЦКИЙ рассказал
“новогоднюю” историю, которая произошла в одном из алматинских ночных клубов. Некий
Баглан КЫЗДАРБЕКОВ ранил охранника заведения, а затем пустил пулю себе в висок (см. “Социально близкие”, “Время” от 7. 1. 2010 г.). Как тогда же выяснилось, он должен был не по ночным клубам разгуливать, а отбывать наказание в колонии-поселении УЖД 158/5.Знаменитая “пятерка”, расположенная в селе Кумжата Жамбылской области, в последние годы стала своего рода перевалочной базой для зэков, стремящихся любыми путями оказаться на свободе. Собственно, пребывание в кумжатинской колонии - это уже свобода, поскольку большинство “поселенцев” только числились в исправительном учреждении, а на самом деле жили, где им вздумается, и делали что хотели. В том числе совершали новые преступления, находясь под надежным прикрытием администрации. Момент истины наступил в ноябре 2008 года, когда устроившие внезапную ночную проверку сотрудники спецпрокуратуры обнаружили в стенах колонии… лишь пятую часть осужденных! Разразился громкий скандал. Всплыли и свежие преступные деяния “поселенцев”, и липовые предприятия, на которых они якобы трудятся, и фальшивые адреса их проживания. Прокуратура грозно потребовала от УКУИС Жамбылской области наведения порядка. Укуисовцы, разумеется, пообещали, но при первой же проверке спецпрокуроры вновь недосчитались нескольких десятков зэков! Тут даже терпению КУИС Минюста наступил предел, и по представлению спецпрокуратуры начальник колонии-курорта Сагитжан КАРАБАЕВ был изгнан из органов уголовно-исполнительной системы, а его заместитель по режиму и оперативной работе Аханбай ИМАНМУСАЕВ освобожден от занимаемой должности.
Казалось бы, поселенческой вольнице придет конец. Но вот случай с Багланом Кыздарбековым подводит к иному выводу. Сразу после произошедшего мы связались с заместителем начальника УКУИС по Жамбылской области Дидаром РАХИМБЕРДИЕВЫМ. По его пояснениям выходило, что приговоренный за вымогательство к 4 годам лишения свободы Кыздарбеков, отсиживая в колонии общего режима, слыл примером кротости и послушания, за что и был переведен судом в колонию-поселение. Обретя возможность честным трудом искупить свою вину, он работал не покладая рук в крестьянском хозяйстве “Абил” Байзакского района. Но потом вдруг самовольно покинул места лишения свободы и с 16 июня 2009 года находился в розыске.
О том, как все было на самом деле, рассказывает заместитель спецпрокурора Жамбылской области Кульзипа АБДРАХМАНОВА:
- Начнем с того, что Кыздарбеков прибыл в колонию-поселение 2 февраля 2009 года, а уже 13 февраля, то есть спустя всего 11 дней, был, так сказать, трудоустроен в крестьянское хозяйство. Фактически осужденный ни одного дня в колонии не находился и ни дня не работал. Потому как само это “хозяйство”, куда он попал сразу после “карантина”, оказалось нефункционирующим. Что касается зарплаты Кыздарбекова, которая регулярно поступала на счет учреждения, то выяснилось, что это родственники парня посылали деньги по почте как бы от крестьянского хозяйства. За подобные вещи - а это было не единственным нарушением в “пятерке” - ее начальник Жандарбек ТОКАНОВ, на тот момент и. о. - по нашему представлению 12 мая получил выговор от руководства УКУИС. Однако фальшивый договор с недействующим хозяйством так и не был расторгнут. И если бы не наша очередная проверка, когда уже никто и нигде не мог обнаружить привилегированного “поселенца”, то, наверное, он и дальше продолжал бы наслаждаться свободой вне стен учреждения под тиканье часов “отсидки”. А так мы вынудили администрацию колонии возбудить уголовное дело от 16 июня 2009 года, которое затем было передано в Байзакский РОВД. Кыздарбекова объявили в розыск. Искали, искали и нашли… мертвым у стен ночного клуба Алматы.
Аналогичная история случилась с другим сидельцем - Муратом ТОКМОЛДАЕВЫМ. Если Баглан Кыздарбеков в преступной “табели о рангах” являлся, говоря на полицейском языке, “связью” организованной преступной группировки “крыкбаевские”, то Токмолдаев - настоящим лидером преступной группы, промышляющей в Кордайском районе. Свой девятилетний срок преступник получил за покушение на убийство, контрабанду и хранение оружия и боеприпасов. И он тоже, оказывается, проявил себя примерным и прилежным зэком, за что и получил “пятерку”! А дальше - все по сценарию: липовые трудоустройство и проживание на квартире в областном центре.
- При прошлогодней апрельской проверке выяснилось, что Токмолдаев фактически не работает в ТОО “Бекбау”, - рассказывает спецпрокурор области Жандос БЕРДИКУЛОВ. - Как выяснилось? Приходим на предприятие, а его нет. Где? “Уехал за стройматериалами, сейчас приедет…”. В общем, наши проверяющие так его и не дождались. Поставили перед УКУИС вопрос о расторжении договора. Еще раз проверили. Договор не расторгнут! Вновь пишем представление в УКУИС, требуя привлечения к ответственности виновных в бесконтрольности и попустительстве, царящих на зоне. И только после этого и. о. начальника колонии Куанышу ШАМУРЗАЕВУ (прежний и. о. Токанов, ранее схлопотавший выговор, был на короткое время переведен в другое учреждение, а затем вернулся в “пятерку” уже полноценным “хозяином”. - Г. В.) был объявлен строгий выговор, также получили дисциплинарные взыскания его зам и 9 сотрудников колонии.
Ну а в отношении Токмолдаева 19 июня 2009 года было возбуждено уголовное дело по статье “уклонение от отбывания наказания”, вскоре приостановленное в связи с объявлением его в розыск. Так уклонист по сей день и разыскивается. И, по данным полиции, уже успел пролить кровь, в отличие от Кыздарбекова - чужую.
В январе условно-досрочно вышел на свободу из ИК-40 УКУИС Карагандинской области земляк Токмолдаева Серик АЛИКЕЕВ по кличке Цыган, создавший банду в Кордае. Неоднократно судимый за дерзкое хулиганство, последний раз Цыган получал срок за оружие и наркотики. По данным убоповцев, Аликеев с ранней юности дружил с известными братьями Акпаевыми, приговоренными к расстрелу за жестокое убийство начальника районной таможни в конце 90-х годов, он подозревается в связях с криминальными авторитетами Киргизии - ведь ему удавалось сопровождать через границу целые автобусы, забитые контрабандным товаром.
А 22 февраля условно-досрочно освобожден из колонии УКУИС Карагандинской области активный член жамбылской ОПГ “сахзаводские” Вейзербек ХАДЖИ-ДУРСУН-ОГЛЫ.
Галина ВЫБОРНОВА, anri1@mail.kz , коллаж Владимира КАДЫРБАЕВ, Жамбылская область
От редакции Интересная складывается тенденция: одним - матерым преступникам, главарям и активным членам ОПГ - без проблем облегчают режим заключения или вовсе отпускают условно-досрочно за “примерное поведение”. А другим - совершившим преступление по неосторожности и прощенным родственниками своих невольных жертв - не позволяют жить на квартирах и работать по специальности, отбывая срок в колонии-поселении.
Или подобная зэковская вольница характерна лишь для отдельно взятого Жамбылского региона?
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

