7219

Запрос на засыпку

Запрос на засыпкуВ среду, 10 марта, на пленарном заседании мажилиса член комитета по экономической реформе и региональному развитию Амангельды МОМЫШЕВ обратился к премьер-министру РК Кариму МАСИМОВУ с ультрарадикальным предложением прекратить строительство Алматинского метрополитена. В своем запросе депутат сравнил южностоличную подземку с бездонной бочкой.

- Что касается Алматинского метрополитена, опять просят деньги на завершение строительства. Я не могу понять, почему? Я думаю, вообще надо закрыть строительство этого метрополитена. Столько денег из республиканского бюджета уходит, а воз и ныне там, - возмущался народный избранник.
Мы связались с г-ном Момышевым и поинтересовались, чем вызвана его неожиданная инициатива?
- Пусть метростроители твердо скажут, когда закончат метро! - заявил мажилисмен нашему корреспонденту. - Сначала обещали в 2008 году, затем в 2009-м, теперь в 2012-м, потом скажут, что в 2020-м.
Никто же не контролирует их работу. Сейчас они снова просят 20 млрд. тенге на оборудование. Какое-то “золотое” метро получается! Так же нельзя: каждый раз просить и не выполнять. Им деньги дают, а они их в землю закапывают. Правительство должно контролировать эти деньги. Почему их финансируют, в то время как зарплату бюджетникам не могут повысить?! Надо метро отдать в республиканскую собственность, может быть, тогда у них больше ответственности будет. Я понимаю, что работы сделано много. Но конца и края этому не будет. Так и будут волокитить. Если стройка будет идти бесконечно, то ее нужно остановить. Она не оправдывает затрат. Кстати, все депутаты, кроме алматинцев, поддержали меня - сказали, что я прав.
Так продолжить ли эту “стройку двух веков” (напомним, возведение Алматинского метрополитена официально стартовало в далеком 1987 году) или засыпать уже прорытые тоннели и махнуть рукой на потраченные миллиарды, а вместе с ними - на мечту многих алматинцев пересесть из разбитых автобусов и “бешеных” маршруток в комфортабельные вагоны? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам.

Владимир МЕРЕНКОВ, начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы:
Выступать - не метро копать
- Каждый человек (а тем более депутат) имеет право выразить свою точку зрения по поводу строительства метро. Но прежде чем категорично требовать прекратить строительство, нужно вникнуть в саму суть, подсчитать затраты, которые уже сложились на сегодняшний день, а также затраты, которые еще предстоит вложить в обслуживание этого сверхсложного инженерного сооружения после его консервации. Это же огромные деньги! Тем более сегодня мы уже вышли на финишную прямую: тоннели закончены на 100, а гидроизоляция - на 90 процентов. Практически все сложные строительно-монтажные работы завершены. Осталось только сделать верхнее строение путей. Кстати, там мы уже уложили 7 километров путевого бетона. К концу марта начинаем монтировать рельсы. В августе у нас будут все семь подвижных составов. По графику, если все будет нормально, в октябре приступим к наладке. Конечно, в том, что метро строится почти 22 года, хорошего мало. Но ведь это произошло из-за отсутствия финансирования. По сути, деньги стали выделяться только последние три года. Поэтому сейчас необходимо приложить все усилия, чтобы завершить строительство. Метро городу необходимо, так как оно позволит не только разгрузить транспортные потоки, но и улучшить экологическую обстановку в крупнейшем казахстанском мегаполисе.

Гани КАСЫМОВ, сенатор:
Даёшь народную подземку!
- За то время, пока мы строим Алматинский метрополитен, в России в шести городах построили подземку. Так что в чем-то коллега Момышев прав. Дебаты о том, нужно Алматы метро или нет, начались еще в советское время. Спорили, что лучше - монорельс, метро или вагончики на воздушных подушках. В конечном итоге остановились на метро. Я считаю, что метро - путь, по которому идут передовые в техническом плане страны. Метро рентабельно там, где население больше миллиона человек. В Алматы живет фактически два миллиона. Метро - это экологически чистый вид транспорта, помощь для сотен тысяч граждан в передвижении по городу, разгрузка наземного транспорта - автобусов, такси и т.д. Одним словом, метро - это палочка-выручалочка. На мой взгляд, необходимо “добить” его как можно быстрее. И запустить - без фанфар, закрыв глаза от стыда. Метро уже давно ждут алматинцы. Для имиджа всей страны это тоже важно. После Алматы необходимо начать строить метро в Астане, так как численность населения столицы приближается к отметке 700 тысяч человек и в скором времени может достигнуть миллиона. Для того чтобы метро было рентабельным, его необходимо сделать народным, то есть акционировать, а акции продавать населению. Пусть каждый алматинец знает: он своими деньгами поддерживает это грандиозное строительство, чтобы потом получать прибыль в виде дивидендов. Вот что необходимо делать, а не плакать над бюджетом.

Мурат УКШЕБАЕВ, директор АО “Алматыметрокурылыс”:
Как тут заднюю включать?
- Во-первых, метро - не бездонная бочка. За каждую сумму, которую нам выделяет государство, мы готовы отчитаться. Во-вторых, 10 лет назад, когда готовность метрополитена была намного ниже, вопрос о прекращении строительства уже поднимался. Мы тогда сделали расчеты и доказали, что средств, которые уйдут на консервацию или ликвидацию, будет достаточно для завершения строительства метро. И на верхних этажах власти этот вопрос был снят. А сейчас, когда, по сути, метро готово почти на 90 процентов, говорить об этом по меньшей мере недальновидно. Метро - социальный проект, который городу необходим. И уже поэтому надо завершать стройку. К тому же, когда несколько станций уже закончены в архитектуре, трудно представить, как можно дать задний ход. Пусть уважаемый депутат Момышев подскажет, как это сделать!

Владимир СТУПИН, певец:
Сабвей - спасение для “безлошадных”
- Я 10 лет жил в Москве и знаю о пользе метрополитена. Бывало, застрянешь в пробке, а тебе срочно нужно попасть в определенное место. Бросаешь машину на обочине, сам спускаешься в подземку - и приезжаешь вовремя. Если в Алматы будет метро, то город разгрузится. Студентам, пенсионерам и другим “безлошадным” будет легче передвигаться по городу.

Елена ШПЕНСТ, руководитель отдела проектирования объектов автомобильного транспорта НИИ транспорта и коммуникаций:
Зато не будет пробок
- Ни в коем случае нельзя консервировать метро - это может привести к просадке грунта. Хороший электротранспорт городу просто необходим. Иначе мы не избавимся от пробок. В европейских городах запрещен въезд легкового транспорта в центральную часть города. С появлением метро аналогичный запрет можно будет вводить и у нас. Тогда в Алматы станет легче дышать и передвигаться. А что сейчас? Ни пройти ни проехать!

Динара САДВАКАСОВА, лидер алматинского городского штаба республиканского студенческого движения “Альянс студентов Казахстана”:
Главное - безопасность
- Я против того, чтобы строительство остановили. Полпути уже пройдено, и назад дороги нет, так как было потрачено много денег из казны. Другой вопрос - насколько безопасным будет метро прежде всего в сейсмическом плане. Тем не менее я, как, впрочем, и другие студенты, жду с нетерпением того момента, когда смогу поехать на учебу в подземке.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

От редакции Парламентарий Момышев в беседе с нашим корреспондентом сделал многозначительную оговорку: его поддержали “ВСЕ депутаты, кроме алматинцев”.
Было бы весьма любопытно поставить “подземный вопрос” на поименное голосование в обеих палатах парламента - сенате и мажилисе. Сдается, что даже среди наших уважаемых избранников, которых по весне обуревают престранные идеи вроде запрета “теории Дарвина” (см. “Ветераны неестественного отбора”, “Время” от 4.3.2010 г.), г-н Момышев не набрал бы даже простого большинства. А если паче чаяния такое случилось бы, то у нас уже готово предложение: лишить депутатов персональных авто - пусть попробуют поездить на автобусах да маршрутках хотя бы по Астане, население которой вдвое меньше алматинского. Тогда и посмотрим, какие запросы они станут слать премьеру!
Поделиться
Класснуть

Свежее