Сотбису и не снилось
Юрий МАРКОВИЧ (на снимке), галерист со стажем, обещает произвести среди художников чистку. Отныне он будет сотрудничать только с адекватными людьми, не страдающими манией величия и раздвоением личности.Юрий часто выезжает за границу не с помпезными выставками “посмотрите, какие мы самобытные молодцы”, а чтобы понять, как работает механизм ценообразования. И каждый раз возвращается на родину потрясенный. Особенно это заметно теперь, когда после кризиса мировой арт-рынок дрогнул и спустил цены. А вот наши пока стоят насмерть.
- Меня просто шокируют амбиции казахстанских художников. Коммерческие авторы оценивают свои работы выше, чем стоят на рынке Кастеев или любой из признанных шестидесятников. Это нонсенс. Да что там Кастеев, вот официальный каталог Сотбиса за 2009 год с ценами. Картина Рериха - 30 тысяч долларов. У нас столько “заряжает” Андрей Коваль, и не он один. Только есть маленькое отличие: Рерих представлен на Сотбисе, а наши могут похвастаться в лучшем случае “Тарланом”. И эти попсовые понты воспринимаются как должное.
- Может, надо наших везти в Европу, раз они такие драгоценные - всех затмят?
- Ситуация складывается таким образом, что мне выгоднее делать наоборот. Совсем недавно я побывал в одной из европейских стран, там в пределах трех тысяч евро можно купить очень качественные работы сертифицированных европейских мастеров. Я думаю, что, привозя их сюда и предлагая их нашим “новым” казахам, можно быстрее и легче заработать деньги, чем на отечественном продукте.
- Откуда тогда берутся такие цены на отечественном арт-рынке?
- Не в обиду будет сказано - из воспаленного воображения художников. Больше неоткуда. А покупатели верят этому. Те разовые случаи, когда очень дорого продаются работы, можно отнести скорее к байкам, чем к событиям, формирующим рынок.
- Неужели и кризис не отрезвил художников?
- Он повлиял очень странным образом. Сейчас появилось такое ощущение, что все самое страшное позади, поэтому попытаются еще раз повысить цены. Впрочем, арт-рынка кризис не коснулся. В этой сфере никто не разорился, не попал под суд, не объявил себя банкротом, не застрелился. То есть таких потрясений, которые переживал финансовый рынок, мы не испытали. И если в Европе на произведения искусства цены упали, то у нас цены и от финансового бума, и от кризиса только растут. Все плачутся у нас, что упали продажи, что работают в убыток, но никто не догадывается скинуть цену.
- А сколько должна стоить картина живого, не увенчанного лаврами художника?
- Она должна быть по карману представителю среднего класса. Вот главное условие. Поэтому я и говорю, что художники должны быть гибче, мы должны вернуться к адекватности отношений. Надо воспринимать не абстрактную финансовую ситуацию, а уровень жизни людей в стране. Вот натюрморт в духе голландцев замечательного художника Петра Белова, только я не могу понять, откуда берется цена 40000 долларов...
- Может быть, он просто лучше того же Рериха или Матисса. Раз люди покупают, значит, он столько стоит...
- Есть такое замечательное понятие, как ликвидность. Так вот Рерих будет ликвиден и сейчас, и через 50 лет, и здесь, и в любой другой стране. Потому что он имеет мировое имя, а не местную байку. Да, на пике строительного бума, когда строили и обставляли виллы, запросто покупали картины за 150 тысяч долларов. Хотя какой смысл покупать казахстанских художников, если за меньшую сумму я могу купить ликвидного художника с мировым именем. Кстати, многие покупатели уже поняли это и покупают картины за границей по вполне доступным ценам.
- Не хотите вы признавать уникальность наших талантов...
- Да потому что, если зайти в Москве на Крымский вал, вы найдете картины, которые похожи на работы наших популярных художников. То есть фамилии другие, сюжеты разнятся, но мульки, фишки, которые использует автор, те же. Это нам кажется, что мы такие гениальные и неповторимые. Вот почему я решил произвести чистку и буду сокращать число художников, с которыми работает галерея. Я думаю, авторы и сами понимают необходимость таких жестких мер.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

