Умейте добиваться своих прав!
На вопросы читателей отвечает
и. о. директора Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Роза АКЫЛБЕКОВА (на снимке).Сергей ЯКУШЕВ, Алматы:
Недавно вы встречались с президентом США Бараком ОБАМОЙ. Почему после возвращения вы так долго молчали об этой встрече?
- Я молчала бы и по сей день, если бы меня не спросили журналисты. Я не ставила перед собой цель рекламировать свою поездку в Вашингтон. Встречей с президентом США Бараком Обамой я обязана представителям двух организаций - Freedom House и Human Rights First.
У меня была цель еще раз обратить внимание на ситуацию по делу Евгения ЖОВТИСА. Я передала ему информационные материалы, однако свою реакцию президент США не озвучивал - не было времени. Но у меня сложилось впечатление, что Барак Обама осведомлен о деле Жовтиса. Тем более до прихода президента и перед началом встречи представитель его администрации высказал обеспокоенность в связи с делом Евгения.
Нурлыбек, Астана:
Бюро существует уже много лет. Расскажите, пожалуйста, какому количеству граждан, которые к вам обратились, организация реально помогла? С яркими примерами, если можно. Просто хочется сделать некие выводы о том, какова сила казахстанских НПО...
- Бюро в июле этого года отметит свое семнадцатилетие. Надеюсь, вместе с его бессменным директором Евгением Жовтисом. За все годы деятельности через общественные приемные бюро по всему Казахстану (9 филиалов и 2 представителя) прошло более ста тысяч человек (в среднем 6000 человек в год), которые получили консультативную правовую бесплатную помощь и не только. Иногда сотрудники выступают в роли защитников, наблюдателей в судах, психологов, социальных работников. Но по объективным и субъективным причинам восстановить нарушенное право удается в 10-15 процентах случаев.
Многие заблуждаются, считая, что цель и задача правозащитников - помочь как можно большему числу людей по индивидуальным делам. Да, это важно. Но если суды не являются независимыми, а права, так хорошо прописанные в Конституции и других законах, невозможно реализовать на практике, то помощь малорезультативна. Главная задача НПО - не подменять собой государственные органы, а стоять на страже соблюдения прав человека и работать на системные изменения при взаимодействии с властью.
НПО Казахстана лоббировали ратификацию основных международных договоров по правам человека. Активно участвовали в кампании по отмене смертной казни (в Казахстане сегодня действует мораторий на ее исполнение). Объединяли усилия, направленные на отмену выездных виз, перевод пенитенциарной системы в Казахстане из ведения МВД под контроль Минюста. Перечислять можно и дальше.
А вот несколько самых ярких примеров по конкретным индивидуальным делам. Юрист бюро, специализирующийся по уголовным делам, сумел добиться оправдательного приговора в отношении диссидента Каришала АСАНОВА, обвиняемого в посягательстве на честь и достоинство президента.
С помощью нашего юриста к уголовной ответственности почти через 10 лет со дня совершения преступления были привлечены врачи, не оказавшие своевременную медицинскую помощь 19-летней роженице.
Юристы бюро по правам человека выиграли дело у Комитета национальной безопасности по недопуску гражданина России на территорию РК в 2008 году. Гражданин России был допущен в Казахстан.
Также юристы бюро путем переписки с Генеральной прокуратурой смогли предотвратить экстрадиционную выдачу беженцев в 2005, 2006, 2008 и 2009 годах из Казахстана в Узбекистан.
И таких примеров много.
Марат ЖАМАНЧИНОВ, председатель ОО “Народные помощники”, Караганда:
В Казахстане планируется судебная реформа. Будет ли введена выборность судей?
- Изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам совершенствования судебной системы постепенно вносятся. В исследованных нами проектах законов выборность судей не предусматривается.
Зоя БЕЛЕНЬКАЯ, Костанай:
Коррупция в судебной системе страны стала притчей во языцех: все о ней знают, но победить не могут. Может быть, у вашего бюро есть какие-то действенные предложения?
- Победить коррупцию в судах можно несколькими путями: выборностью судей, их независимостью и, конечно же, достойной оплатой труда. К тому же следовало бы законодательно запретить практику проведения заочных и закрытых процессов, используя их только в соответствии с международной практикой, когда дела ведутся в отношении несовершеннолетних.
Марина С., Усть-Каменогорск:
Почему в Казахстане понятие “права человека” существует только на бумаге? Мы постоянно вынуждены сталкиваться с вопиющими случаями, когда головорезов освобождают от уголовной ответственности, а невиновных людей садят в тюрьму на долгие годы? Аналогичные вещи происходят в гражданских процессах.
- За то, что права человека работают только на бумаге, претензии можно предъявлять не только к государственным органам, но и к гражданам. Обыватели часто не знают своих прав и того, как их добиваться. Ну а со стороны правоохранительных и судебных органов помехой в реализации прав чаще становятся волокита, бюрократия, коррупция. В правоприменительной практике представители власти нередко руководствуются не международными обязательствами Республики Казахстан, конституционными положениями или нормами закона, а положениями подзаконных актов (инструкций, правил, указаний и прочего). Причем эти второстепенные документы зачастую не соответствуют не только международным нормам, но и действующему законодательству Казахстана. В Казахстане увеличивается тюремное население страны: слишком мал процент оправдательных приговоров на фоне роста обвинительных. Мы давно говорим: лишение свободы как вид наказания должно быть крайней мерой, а за преступления небольшой и средней тяжести следовало бы применять альтернативные виды наказания. Тем более это предусмотрено в законодательстве. Очень важно при рассмотрении дел судом учитывать, что сидящий на скамье подсудимых - в первую очередь человек.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

