Мы не против
Они выделялись из толпы лишь потому, что на их груди висели специальные бибы, как у спортсменов, с надписью
“Внимание!”: и нарисованными внизу очками. Окружающие приглядывались и понимали: рядом с ними катаются люди, которые ничего не видят. Катаются так же, как и все остальные. Несколько неуверенных шагов по льду, разбег, плавные движения, метр - еще один... падение. Потом они шутили:
“Самая большая эмоция, это когда на лед плюхается твой товарищ”.
Это была попытка обратить на себя внимание. Двенадцать незрячих людей приехали на
“Медеу”, чтобы покататься на коньках. Для них не стали выстраивать особый график или подыскивать специальные коньки. Они пришли сюда в обычное время и быстро влились в
“здоровый” коллектив катающихся. Многие из этих ребят встали на лед в первый раз. Кто-то, конечно, уже катался на коньках, но это было давным-давно, еще в детстве. Теперь кажется, все это происходило уже в другой жизни...
-
О, это такой кайф, - говорили ребята, запыхавшись после очередной пробежки по льду. -
Для здорового человека в этом нет ничего особенного, ну, подумаешь, съездили на “Медеу”, покатались на коньках, для нас же это настоящий прорыв. Мы в первую очередь преодолели сами себя, поняли, что мы, незрячие, это можем.
Я наблюдала за ними со стороны и пыталась понять, чем же они отличаются от здоровых людей, рассекающих по льду. Ничем. Они просто брались за руки, чтобы поддержать друг друга, и катались так же, как и все остальные. Окружающие, улыбаясь, предлагали свою помощь.
- Как же вы докатились до этого? - спросила я во время очередной передышки незрячих
“конькобежцев”.
-
Все, что мы делаем, не от хорошей жизни, - задумчиво произнес
Алмас НУРЗАБЕКОВ. -
Мы хотим преодолеть те барьеры, которые нас окружают. Некоторые из наших ребят комплексуют из-за того, что они инвалиды. Кто-то отказался надеть специальный биб, с которым мы катались. Стыдно. Нужно с этим бороться. Вот сегодня мы что-то доказали сами себе, и окружающие люди увидели, что мы есть.
- А что, раньше они этого не знали?
-
Здоровые люди редко в обычной жизни пересекаются с инвалидами. Ну увидит он человека с палочкой и что? Тут же о нем забудет. А здесь нас много, целая толпа, и волей-неволей все обращают на нас внимание. Например, мы, незрячие, живем компактно в том районе Алматы, где расположено общество слепых. Там наша работа, наши дома - небольшой участок города, оборудованный специальными звуковыми светофорами. Вроде все хорошо, но по сути это резервация для людей, которые ничего не видят. Я могу самостоятельно передвигаться только там, чтобы добраться до другого района Алматы, мне уже нужен сопровождающий. И мы сами должны разрушить эти барьеры, больше нам никто не поможет.
- И для этого нужно выходить на лед?
- Можно по старинке играть на гармошке и петь песни, но это уже давно заезженно и неэффективно. Нужно выходить в народ, тогда все получится. Есть такое международное движение “Try” (“Попытка”), которое пропагандирует независимый образ жизни инвалидов и создание безбарьерной среды. Оно началось в Японии, там инвалиды-колясочники добивались того, чтобы в метро были созданы условия для их передвижения. Им отказали, пообещав: “Мы вам и так поможем”. Пришел один колясочник, сотрудники метро спустили его по эскалатору, потом два - тот же итог. В третий раз к метро прикатили сто колясочников. Как вы понимаете, помочь такому количеству инвалидов было уже не так просто. После этого дирекция метро сделала все, чтобы инвалиды могли передвигаться в подземке самостоятельно.
- Чего же вы хотите добиться своим выходом в свет?
-
Мы хотим, чтобы здоровые люди к нам привыкли, - подхватывает разговор
Асымжан ХАПУЗОВ. -
Может, звучит это и дико, но для нас важен именно этот момент. Вот сейчас ребята к нам подъезжали, предлагали покататься вместе, поддерживали нас. Не было такого, чтобы кто-то сказал: “Эй, вы-то что сюда приперлись?” Это приятно, так что теперь мы будем проводить подобные акции постоянно. Соберемся толпой и пойдем в ресторан, супермаркет, парк развлечений. Будем брать массовостью, посмотрим, смогут ли там нас обслужить.
Ребята планировали прокатиться и на горных лыжах, писали письмо руководству Шымбулака. Им отказали. Причина: повышенная травмоопасность. К тому же с них потребовали справку от врачей о том, что инвалиды имеют право заниматься активными видами спорта. Им, конечно, обидно. Но они не сдаются.
-
Мы все равно добьемся своего и спустимся на лыжах пусть не с Шымбулака, но хотя бы с другого склона, - говорит
Кенжегул СЕЙТЖАН. -
Вы видели, только что приезжала “скорая”, травмировался кто-то из здоровых людей, а у нас все обошлось, мы целы и невредимы.
Они не просто покатались. Эта акция закончилась сбором подписей. Кто-то из ребят объяснял:
-
Подъезжаете к людям, даете им прочитать нашу листовку и говорите: “Если вы не против того, что мы живем в вашем обществе, подпишитесь, пожалуйста”...
Мы не против...
Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail:
akulova@time.kz
, фото Владимира ЗАИКИНА

