6169

Лобби не расшибёшь!

Лобби не расшибёшь!В стране в очередной раз вспомнили идею, родившуюся еще 10 лет назад, - узаконить лоббирование. На днях эту “старую песню о главном” завело Министерство юстиции РК, презентовавшее в мажилисе обновленный вариант законопроекта о лоббировании. Общественность уже и не помнит, какой по счету будет очередная попытка государства вывести из тени продвижение корпоративных интересов в коридорах власти. А вот что думают наши эксперты об актуальности и последствиях этого шага.

Нурлыгаим ДЖОЛДАСБАЕВА, депутат сената:
Чего мы хотим?
- Проект закона о лоббировании ни разу не доходил до сената. Хотя предложения на эту тему звучат постоянно. Сейчас действует закон о нормативных правовых актах, где прописано, что в разработке и обсуждении любого законопроекта могут принимать участие как инициаторы, так и общественность. Разве это не одно и то же? Все понимают, что, несмотря на отсутствие закона, лоббирование есть. Наша задача - урегулировать его законодательно, вывести из тени.
Если рассматривать лоббистскую деятельность как своего рода взяточничество, тогда нужно бороться с этим явлением, а не узаконивать его. Так что для начала нужно определиться, чего все-таки мы хотим.

Канат БЕРЕНТАЕВ, замдиректора Центра анализа общественных проблем:
Хрен редьки не слаще
- На мой взгляд, лоббирование - та же коррупция. Может, закон и нужен, но явно не для продвижения чьих-то частных интересов.
Самый главный лоббист в стране - Совет иностранных инвесторов (при президенте РК. - А.А.). Любые рекомендации совета почти всегда заканчиваются молниеносным принятием правительственного решения. Так что для лоббистов на самом высоком уровне никаких законов не надо.
Станет ли легче жить после принятия закона о лоббировании - вопрос интересный. Все зависит от того, кто и что будет продвигать.
Наиболее яркий пример принятия решения благодаря лоббированию - постановление правительства об инвестиционной составляющей тарифов. В ценах на энергию уже заложены расходы на модернизацию и ремонт оборудования - так игроки энергетического рынка умудрились “уговорить” правительство возложить на плечи потребителя еще и затраты на строительство новых мощностей. Причем нет никакой уверенности, что эти деньги будут потрачены по прямому назначению. В Калифорнии, например, инвестиционная составляющая в тарифах действовала долго, а энергетический коллапс там все равно случился.

Досым САТПАЕВ, директор Группы оценки рисков:
Все попытки закончились провалом
- Я всегда был сторонником принятия закона о лоббистской деятельности по нескольким причинам. Во-первых, лоббизм существовал и будет существовать независимо от того, есть закон или нет. К сожалению, та форма лоббизма, которая у нас существует, изначально предполагает коррупционную составляющую. В основном лоббизмом занимаются те группы, которые наиболее близки к центрам принятия решений. А если будет принят закон, то он установит определенные правовые рамки для всех. Во-вторых, возможность участвовать в лоббистской деятельности появится и у тех, кто не аффилирован с власть имущими, а это должно сузить почву для коррупции.
Многим финансово-промышленным группам, которые имеют свое лобби в лице отдельных депутатов или чиновников, невыгодно, чтобы их деятельность хоть как-то регулировалась - пусть даже формально. Поэтому все попытки принять этот закон (а их было около пяти) закончились провалом. И это несмотря на неоднократные призывы президента страны принять закон, регулирующий лоббистскую деятельность.

Петр СВОИК, член президиума ОСДП “Азат”:
Это будет закон о легализации коррупции
- В нашей системе и так ничего, кроме лоббирования, нет. А тут еще всякие инициативы типа: давайте узаконим лоббирование не только в парламенте, но и в правительстве... Я теряюсь в догадках: то ли авторы таких штучек делают это по глупости, то ли специально превращают все в цирк.
Понятно, что тому же “Атамекену” всерьез хочется узаконить то, чем они и так занимаются. С другой стороны, очень трудно узаконить коррупционную практику, пронизывающую все общество. Лобби - это “вестибюль” в переводе с английского. Ну или фойе перед залом конгресса. Это то место, где американские “атамекеновцы” хватали депутатов за фалды, оттаскивали в сторонку и говорили: “Давайте присядем, расскажем вам о нашей компании и т.д.”. Прагматичные американцы давно решили: если депутатов покупают, то пусть делают это открыто.
У нас лоббизм, подкуп, коррупция - это цемент государственной постройки. Причем он крепок тем, что все это делают, но этого нет в законе. А если принять такой закон, то и назвать его надо законом о легализации коррупции.

Николай РАДОСТОВЕЦ, председатель Союза товаропроизводителей и экспортеров РК:
Содержание уже есть. Даёшь форму!
- Любые нормы, где предусматриваются разрешительные процедуры, основанные на выборочном подходе, - всегда повод для того, чтобы снова заговорить о демократии. Или об ее отсутствии.
Но если отбросить эти разговоры, то становится ясно: в узаконенном лоббировании немало разумного. Другое дело, нужно понимать: кто, кого и как лоббирует.
Я не согласен с тем, что такой закон легализует коррупцию. Она и так успешно движется по своим теневым каналам. И от того, что люди будут процедурно продвигать свои интересы, коррупции не станет больше. Наоборот! Общество, не лоббирующее свои интересы, выглядит, мягко говоря, инертным. Никто не отрицает: лоббирование было, есть и будет. Ну так давайте придадим ему цивилизованные формы!

Александра АЛЁХОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Поделиться
Класснуть