Дети Байгазина
Не первый год
директор Алгинского детского дома Актюбинской области Кенжегазы БАЙГАЗИН бьется над тем, чтобы уравнять в правах подкидышей и круглых сирот. Пока безуспешно.
“Это так несправедливо, - говорит он. -
Сироты, покидая детдом, уходят хотя бы с денежными накоплениями, а подкидыши остаются ни с чем. А ведь и те и другие ели одну казенную кашу. И вопрос этот можно решить наверху одним росчерком пера”.В 90-х годах в депрессивном городке Алга, что в 45 км от Актобе, царил настоящий хаос. Света и газа не было, чай жители многоэтажек кипятили на кострах, разожженных во дворе. И заодно грелись у огня.
Не лучше обстояли дела в местном детдоме.
- У нас тоже выносили огромные кастрюли во двор и разводили огонь. Почти 170 пар голодных глаз, прильнув к окну, наблюдали за происходящим. Затем в помещение несли кашу, от которой исходил запах костра. Но романтики здесь и близко не было... - вспоминает выпускница Алгинского детского дома Салтанат МАХМУТОВА.
Не хватало всего - тетрадей, ручек, мыла, еды...
- Помню огромную рваную дорожку посреди нашей комнаты и лютый холод, - говорит девушка. - Все ходили с фурункулами. Наверное, мазь тоннами уходила, чтобы залечить наши болячки. И где ее только воспитатели находили?!
Сегодня Салтанат работает в фонде “Ак бесик”, который оказывает юридическую помощь детскому дому. Супруг Самед, сотрудник банка, тоже бывший детдомовец.
- Наш директор Кенжегазы Байгазин всегда говорил: среди вас уже сейчас есть те, кто в недалеком будущем станет банкиром, выдающимся спортсменом, финансистом, юристом и так далее, - вспоминает Салтанат.
Но дети вздыхали - при детском доме нет возможности получить полное среднее образование. Директор долбил письмами чиновников в акиматах, департаментах и министерствах. Как-то в детдом наведались первые люди из областного акимата. Директор Байгазин прямо заявил: ничего нам не надо, только откройте выпускные классы. И вопрос решился!
- Только в прошлом году в вузы поступили 18 выпускников, девять пошли в колледжи, пятеро устроились на работу, остальные продолжают обучение в лицеях, - не без гордости говорит выпускник Алгинского детдома, ныне третьекурсник Актюбинского пединститута Сергей КОСОВ. - А вообще, многие из наших ребят сегодня работают банкирами, в судах, полиции, бизнесе.
В этом году директорству Байгазина исполнилось 15 лет. О каждом из воспитанников можно написать отдельную книгу - они того стоят, убеждает директор. Да и все знают: дети Байгазина - талантливые, добросовестные, честные.
- Чего греха таить, в 90-х было всякое, - вспоминает Байгазин. - Парни могли ходить и с шилом в кармане, и с прочими опасными предметами. Надо было как-то выправлять ситуацию, переломить сознание.
- Мне было очень больно за старшеклассников, - говорит директор. - К сожалению, прежние руководители (за 13 предыдущих лет здесь поменялось 9 директоров. - А. М.) не занимались их воспитанием. Но в то же время понимал: среднее звено еще можно спасти, надо только заняться ими вплотную.
И так из года в год. Сейчас алгинские детдомовцы - это подготовленные к самостоятельной жизни люди. Хотя собственные дети у Байгазина тоже есть. Сын Эмиль, к примеру, даже снялся в роли молодого Тимура в “Дневном дозоре”.
Лет пять назад мало кто верил, что детдомовцы смогут получить высшее образование или обзавестись крышей над головой. А теперь актюбинские бизнесмены охотно спонсируют учебу выпускников детдома, акимат выделил двум десяткам детей деньги для первоначального взноса на счет в Жилстройсбербанке.
- Но спонсоры тоже не вечны, - говорит Байгазин. - Сейчас у меня более 400 детей. Из них 130 имеют в Жилстройсбербанке счета, на которые ежемесячно поступает от 8 до 14 тысяч тенге. Это пособия по утрате кормильца. За 15 лет огромная сумма получается, можно после выпуска квартиру купить, - говорит агай. - Но есть проблема. Как быть с подкидышами? Не понимаю, почему им государство не платит пособия?
Директор считает это недоразумением. Что ждет этих детей после выпуска? Куда они пойдут? А ведь у многих из них огромный потенциал. Инстанций, куда обращался Байгазин, не счесть. Но чиновники предлагают ему самому через суд признавать подкидышей сиротами и оформлять на них пособия.
- И теперь мы не вылезаем из судов. Чтобы признать родителей подкидыша без вести пропавшими, необходимо 3 месяца, и это не считая времени на решение других вопросов, - сетует директор. - Разве это дело? Вот я и спрашиваю: почему на законном уровне подкидышей не приравнять к сиротам - ведь у них, кроме государства, нет других родителей.
Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе, тел. 8-701-620-48-65, e-mail: maikuzova@yandex.ru , фото автора
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

