Банкир, разоружись перед партией!
Прежде чем поведать читателям эту назидательную историю, напомним о дельном совете специалистов клиентам всех казахстанских банков: во избежание последующих финансовых разочарований используйте для расчетов через Интернет специальные платежные карточки типа
Visa Virtuon.Это поможет вам не оказаться в ситуации, случившейся не так давно с одним из клиентов АО “Народный банк Казахстана”.
Начало прошлой недели обещало отечественным СМИ новый - и весьма громкий - информационный скандал, участниками которого чуть было не стали крупный “общественный функционер” (а в прошлом столь же крупный телевизионный деятель), с одной стороны, и один из системообразующих финансовых институтов страны - Народный банк - с другой. Почему “чуть” - станет ясно дальше.
Вообще-то эту историю стоило бы рассказывать студентам Высшей школы полиции в качестве примера модельного поведения уверенного в своей непогрешимости и потому не выбирающего средства борца за свое пятизвездочное счастье. Речь идет о человеке, в прошлом руководившем республиканским телеканалом, профессиональной медиа-ассоциацией, кавалере орденов, который ныне борется за всеобщее благосостояние и процветание страны в политсовете одной крупной организации с политическим уклоном. Ясно, что политика - дело довольно утомительное. Вот наш герой и решил скромно отдохнуть с семьей в Турции. Как известно, в ХХI веке у обеспеченных людей с организационной стороной их досуга проблем не возникает. Посему держатель элитной карточки VISA Infinite передал эту самую карточку вместе с PIN-кодом к ней супруге, которая и забронировала на сайте турагентства пятизвездочный отель. Собрав чемоданы и родное семейство, функционер торжественно отбыл к лазурным берегам - думать о будущем партийного строительства, о путях воплощения Послания президента народу Казахстана, призывавшего бороться с коррупцией, и, конечно, совмещать полезное с приятным: золотой пляж, ласковое море, аппетитное барбекю и т.д. и т.п.
Однако уже по прибытии к берегам Анатолии выяснилось: то ли супруга ткнула пальцем не в ту галочку на сайте, то ли турагентство напутало что-то, а может, так было угодно звездам, но нашего героя наотрез отказались заселить в пятизвездочный люкс, а предложили взамен (о ужас!) стандартный номер. Бывший медианачальник и нынешний партайгеноссе на такое унижение своего вельможного достоинства согласиться, конечно, не мог. А поэтому закатил турецкоподданным скандал, в результате которого вместе с семейством оказался… нет, не в ближайшем отделении полиции, а на трехэтажной вилле на территории все того же отеля. В качестве компенсации. Думать о судьбах народа и Отечества ему теперь уже ничего не мешало - вплоть до самого окончания отпуска. Вернувшись в родные пенаты, он еще некоторое время поражал коллег-партийцев ровным трудовым загаром и возникшими на досуге инновационными инициативами. Пока не обнаружил через некоторое время внушительной (с точки зрения рядового обывателя) финансовой потери.
Выяснилось, что менеджмент турецкого отеля вовсе не собирался размещать партбонзу (пусть из братского, но все же такого далекого Казахстана) на вилле за красивые глаза. Вы не поверите, но прагматичным туркам было совершенно безразлично, насколько он здесь у нас заслуженный и влиятельный. Короче говоря, они, руководствуясь незыблемым в цивилизованном мире принципом “за удовольствие надо платить”, списали с той самой карты VISA Infinite, с помощью которой и оплачен тур, разницу между стоимостью люкс-номера и пятизвездочной виллы - полтора миллиона тенге. Сумма, конечно, немаленькая, но для человека с широкой душой, привыкшего к комфорту, вполне рядовая. Получив стандартное SMS о списании с карты средств, наш герой, видимо, задетый за живое, отправился… правильно, в Народный банк, выпустивший карту! Там партиец потребовал, чтобы банк как можно скорее (а лучше - сегодня) вернул ему списанную турками сумму. Почему именно банк? Да потому, что банкиры должны понимать, каким клиентом их облагодетельствовала судьба! А иначе он подключит свои широчайшие связи и медиавозможности. И тогда… В общем, сами понимаете.
Представители Народного банка, куда мы обратились за разъяснениями, руководствуясь профессиональной этикой, не стали раздувать ажиотаж: ведь тайна банковских вкладов клиента для них превыше всего. Тем не менее пресс-секретарь Народного банка Багдат КОДЖАХМЕТОВ дал понять: банк не намерен потакать любым прихотям своего вкладчика.
- Мы не берем деньги с небес, а оперируем средствами наших вкладчиков, многие из которых бюджетники, пенсионеры, студенты… Нет совершенно никаких оснований из них компенсировать личные расходы именно этого клиента. Вообще-то решение подобных вопросов находится исключительно в плоскости взаимоотношений между клиентом и (в данном случае) администрацией турецкого отеля. И мы никому не позволим использовать нашу обязанность хранить банковскую тайну ради достижения собственных корыстных целей.
Председатель правления Народного банка Умут ШАЯХМЕТОВА расставила все точки над “i”:
- Мы очень тщательно разбирались с этой ситуацией: банк дорожит репутацией, наработанной за восемьдесят семь лет. Дело в том, что все операции по карт-счету проводятся в соответствии с правилами платежной системы VISА, которыми руководствуются все банки-эмитенты. Согласно этим правилам банк обязан авторизовывать (принимать, регистрировать, выплачивать) проводимые отелями, пунктами проката автомашин и другими коммерсантами категории “Путешествия и отдых” операции по довзысканию сумм с клиентов в течение 90 календарных дней от даты оригинальной транзакции. Этот вид операции называется Delayed or Amended Charges (расходы, возникшие из-за задержки или изменения суммы) и предусматривает проведение операции без предварительного уведомления клиентов. Тут, в сущности, все просто: наш клиент воспользовался более дорогой услугой, чем было заказано и оплачено ранее, а немалые расходы, возникшие в связи с этим, пытается переложить на банк, откровенно его шантажируя.
В словах представителей банка, если подумать над ними хотя бы минуты две, звучит вполне очевидный диагноз целому поколению нынешних “радетелей за Отечество”. Кстати, угроза нашего героя “подключить все СМИ и уничтожить имидж банка” оказалась вполне реальной: купив площадь в нескольких изданиях, он с завидным упорством принялся доказывать читателям (а главное - банкирам), кто в доме хозяин, действуя при этом, разумеется, анонимно. Оно и понятно: партийная честь превыше всего.
Как видно, наш герой всерьез скучает по своему былому могуществу частного медиакрата, а заодно уж, конечно, по своему старому шефу - беглому олигарху.
К несчастью для него, прежние времена уже не вернутся.
Айгерим БОРАНБАЕВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть

