6714

Камера до камеры доведёт

Камера до камеры доведётНаш сосед и известный конкурент Узбекистан наконец-то нас обогнал в борьбе за свободу самовыражения: там впервые судили фотографа за… его снимки. В минувшую среду, 10 февраля, в Ташкенте был вынесен приговор по делу узбекского мастера фотообъектива и документального кино Умиды АХМЕДОВОЙ, обвинявшейся по статьям Уголовного кодекса соседней страны, - “клевета из корыстных или иных низменных побуждений” и “оскорбление в печатном тексте либо в средствах массовой информации”. Суд признал ее виновной, но она тут же попала под амнистию, объявленную в августе 2009 года к 18-летию независимости Узбекистана.

Камера до камеры доведётУголовное дело против Умиды Ахмедовой было возбуждено 13 мая 2009 года. Поводом послужил ее фотоальбом “Женщины и мужчины: от рассвета до заката”, изданный в 2007-м при поддержке посольства Швейцарии, а также документальный фильм “Бремя девственности”. Эксперты Центра мониторинга в сфере массовых коммуникаций Агентства информации и коммуникаций Республики Узбекистан посчитали, что некорректные комментарии, приведенные в работах автора, содержат скрытый подтекст, направленный на дискредитацию устоев и обычаев узбекского народа.
Кроме того, в них якобы содержится негативная информация, которая может отрицательно повлиять на морально-психологическое состояние молодежи.
Что здесь подсудного?
Камера до камеры доведёт- Суд прошел очень быстро, - рассказала нам вчера по телефону Умида. - Причем заседатели были настроены ко мне столь доброжелательно, что поначалу я надеялась на оправдательный приговор. 10 февраля мне вынесли приговор: признать виновной по всем пунктам обвинения, но простить по амнистии. Мы, конечно, будем подавать апелляцию, потому что обвинения абсурдны. Меня сейчас спрашивают: “Какие именно фотографии были признаны “клеветническими”?”. На этот вопрос нет конкретного ответа. Например, не понравился мой снимок “Али-баба и сорок разбойников”, на котором запечатлены детишки, сидящие в тандырных печах. Или на заднем плане сделанного мной автопортрета расположена куча какой-то одежды, пакетов, якобы портящих настроение зрителя. Думаю, дело не только в фотоальбоме, который состоит из 110 снимков, отражающих быт и традиции людей в Камера до камеры доведётУзбекистане, но и в моем документальном фильме “Бремя девственности”, посвященном актуальной для многих стран Востока теме сохранения девичьей невинности к моменту бракосочетания. В нем рассказывается история молодой девушки, которая после свадьбы была изгнана из дома ее мужа: свекровь посчитала, что молодая - не девственница. Девушка несколько раз неудачно предпринимала попытки самоубийства, жизнь ее не сложилась. Цель нашего фильма - донести до зрителя опасность доведения традиций до абсурда, заставить задуматься. Не понимаю, что здесь подсудного?..

Камера до камеры доведётА тем временем

В поддержку Ахмедовой в России прошла волна акций и фотовыставок. В соответствующие инстанции Узбекистана были направлены письма-протесты. Не остались в стороне и казахстанские художники, фотографы, общественные деятели.
- Обвинять фотографа в том, что он через объектив передает действительность, смешно, - считает известный казахстанский фотограф Анатолий УСТИНЕНКО. - Как и кого может “оклеветать” документальная фотография?! Снимки Умиды - это не придуманные кадры, а реалии страны, в которой она живет. Зачем же узбекские чиновники пеняют на зеркало? Держись Умида! Твои фотобратья с тобой.

Надежда ПЛЯСКИНА,
plyaskina@time.kz , фото с сайта www.ferghana.ru , Алматы
Поделиться
Класснуть